Главная страница Карта сайта Контактная информация In English En español

Все мы разные, но все мы классные! Этнографический воспитательный проект «Национальный дом»

29.12.2009

На протяжении нескольких лет в нашем вузе на кафедре социально-политических наук под руководством заведующей кафедрой доцента Аникиной Валентиной Петровны успешно реализуется проект «Национальный дом». В его рамках состоялось очередное выступление студенческих коллективов.

Это стало особенно актуально в связи с тем, что проблема экстремизма становится всё более явной, затягивает всё большее количество людей, становясь угрозой, реальность которой вполне ощутима уже сейчас: порождено великое множество организаций и обществ, занимающихся распространением материалов, призванных разбудить расовую ненависть, межнациональную вражду.

Несмотря на все усилия нынешней власти, информация националистического толка культивирует ксенофобию в молодом поколении, довольно свободно распространяясь через интернет и печатные издания. Хуже всего, когда концепции и теории реализуются в преступления и правонарушения, а учитывая многонациональный и многоконфессиональный характер нашего государства, дошедшая до крайности ситуация грозит обернуться вовсе катастрофой.

Идеология экстремистских движений имеет в своём фундаменте идеи национального единства, а самые радикальные замахиваются даже на идеи униполярности мира, в большинстве своём пропагандируя репрессивные методы их восставления, взывая к самым низменным проявлениям жестокости и ненависти. Экстремистская идеология акцентирует своё внимание практически на всём, что только способно породить рознь — это и религия, и геополитические противоречия, и этнические конфликты древности, и теории богоизбранности отдельных этносов, а также многое-многое другое.

Как правило, подавляющему числу вопросов, а в особенности такому серьёзному, как, например, вопрос религии, — идеологи экстремизма дают довольно поверхностное толкование, а зачастую в корне неверное, стремясь заострить внимание на вопросах повсеместного искоренения, устранения противников некой, единственно правильной веры, считая другие конфессии недостойными для проповедования, ровно как и для существования вовсе, однобоко толкуя понятие добра, по сути, и не сея его. Экстремизм стремится уничтожить всё разнообразие, разделив мир на чёрное и белое, не оставляя шансов для существования сторонних точек зрения и мнений, прикрываясь принципами морали и добра, экстремизм сеет хаос и разрушения, довольно легко втягивая новых людей.

Вожделенным плодом для экстремистской идеологии является молодой и пытливый ум, стоящий на пути познания и выбора, стремящийся реализовать свой потенциал, впитывающий информацию, ищущий своё место в жизни. Будучи увлечённым своими исканиями, молодой человек, порой, не всегда способен отделить плевелы от семян, и принимает за чистую монету ложь. Университетское образование во многом помогает самоопределению, но существует помимо этого, опасность, что подмена ценностей произойдёт именно в годы учёбы в высшей школе. Таким образом, студенческая молодёжь как никто другой рискует быть обманутой и вовлечённой в экстремистские сообщества, неосознанно выбрав плохую дорогу в жизни.

Почти в каждом вузе страны ведётся пропаганда культурного разнообразия наций, знакомство с их обычаями, историей, языком, историей религии и особенностями мировоззрения, формируя при этом человеколюбие и терпимость. Не исключение и СамГМУ. Медицинское образование как никакое другое формирует в человеке толерантность в отношении к людям, ведь само понятие медицины подразумевает милосердие, знакомит с истинными понятиями добра, говорит о жизни, как о высшей ценности во всех её разнообразных проявлениях, о свободном познании этих проявлений, учит грамотно её поддерживать, доводя это умение до уровня искусства, делая неприемлемыми расизм и межнациональную ненависть.

Наш университет стал Alma mater для многих поколений врачей самых разных национальностей, работающих в зарубежных странах и во многих уголка нашей страны, для которых единственный враг — недуги, порождающие страдания людей, вне зависимости от их национальной, расовой или иной принадлежности.

Ежегодно уже в течение пяти лет под руководством кафедры социально-политических наук в СамГМУ проводится мероприятие, именуемое Национальным домом. В ходе празднества, зрители увидели обряды, познакомятся с языками, узнают весь национальный колорит выбранных для освещения народов, отведают национальные блюда. Мероприятие само по себе интересно, но не менее интересна и его подготовка — сколько стараний, сколько сил было вложено в осуществление замысла Национального дома. Сколь эмоциональных репетиций предваряло само торжество, не один раз вносились изменения в сценарий. Каждый из участников раскрыл свои творческие способности, ребята сдружились, узнали друг друга намного ближе, в ходе обсуждения программы, постоянно пополнялся багаж знаний о религии, костюмах выбранных национальностей, об их кухне, многие попробовали себя в нестандартном амплуа.

В этот году для представления выбраны были два ярких, самобытных, сильно отличающихся друг от друга народа — цыгане и армяне. Они сильно рознятся по своей культуре — очень мало схожих обычаев, различается и религия, но есть, тем не менее, и немаловажные общие черты — пылкий, страстный характер, щедрые на эмоции песни и танцы, яркие наряды, принципиальность, непреклонная воля к свободе.

Цыганская часть празднества была поставлена по одному из рассказов цикла «Старуха Изергиль». Представление являло собой сентенцию интригующего, непредсказуемого сюжета вышедшего из-под пера Максима Горького, и красочного оформления, пестрящего разноцветьем национальных нарядов наполненного искромётными эмоциями, цыганской страстью, что вкупе с задорными танцами и задушевными песнями о цыганских скитаниях, создавало просто непередаваемую атмосферу, заставляло каждого зрителя прочувствовать всю глубину переживаний и чаяний главных героев — красавицы-цыганки Радды и лихого Лойки Зобара...

Само начало представления уже многозначно — исполнение отрывка песни «Очи чёрные» под аккомпанемент персонажей: эти тягучие, берущие за душу напевы наилучшим образом вводят зрителя в цыганский мир, заставляя память разбудить до боли знакомые образы табора, кибиток, подумать неповторимой романтике вольной, кочевой жизни на лоне природы, ничем не стеснённой, имеющую свои законы и правила. Зал всё больше проникается цыганской атмосферой: вот уже мудрая бабушка Шувани, в исполнении Анастасии Свешниковой, студентки 1-го курса факультета медицинской психологии, собрала вокруг себя для гадания молодых, красивых, не терпящих получить ответе своём будущем цыганок. Но стоит ли? К чему торопить судьбину? Посмотрим. Знала бы это бедная Радда. Со всеми цыганками бабушка Шувани приветлива, почти по-матерински ласкова, заботливо даёт им советы, предостерегая, или же наоборот подталкивая к своей судьбе. Девушки внимательно слушают, не смея проронить ни слова... Но вот доходит очередь до самой юной и красивой цыганки — Радды, блестяще исполненной студенткой 1-го курса факультета медицинской психологии Хаметовой Ринаттой. После гадания ей, бабушка Шувани меняется в лице, она увидела неминуемое горе, она отказывается продолжать, и, прогоняя цыганок, оставляя зал в недоумении, уходит... После этой сцены следовал цыганский танец, исполненный студентками 1-го курса факультета медицинской психологии Исляевой Гузелью и Арешевой Людмилой.

Представление постоянно держит в напряжении, интрига не ослабевает ни на минуту, а перемежающееся с танцами действие этому только способствует стремительная, постоянно ускоряющая свой темп пляска заставляет взволнованного предшествующим эпизодом зрителя отвлечься, развеселиться, наблюдая за пассами танцующих цыганок, постоянно мелькающей пестротой их костюмов, но вот танец заканчивается, и перед зрителем предстаёт, пожалуй, самый экспрессивный, порождающий множество вопросов, романтичный, воистину загадочный образ — Лойко Зобар, бесподобно сыгранный студентом 1-го курса факультета медицинской Скурихиным Дмитрием.

Лойко — истинный сын своего народа, он — ветер в поле, неуловимый, ничем не обременённый, никому не принадлежащий, он един с природой, силён духом, и казалось бы, ничто не способно отвратить его от вольной жизни, но только любовь к прекрасной Радде не даёт ему покоя. Лойко Зобар, воспламенев любовью к прекрасной цыганке, так и не может отказаться от своей былой жизни, Лойко, терзаемый чувством и гонимый попранной гордостью, не может сделать выбор, мучимый этим, он находится буквально на грани помешательства, он борется с самим собой, любовь и свобода, неспособные ужиться вместе, схлестнулись, полем брани стала душа Лойко Зобара, молодого цыгана...

Последующее появление Радды разбудило в Лойко всё, что он пытался побороть, скрыть, всё то, что он с превеликой радостью бы отверг, всё то, что некогда перевернуло его душу — чувства, которые с появлением Радды вспыхнули с новой силой, теперь его мечта была перед ним, и ничто сейчас не могло занимать его мысли — Радда, горделиво смотревшая на него, была рядом.

Между героями происходит пылкий диалог, Радда, первая красавица табора, была пленена Лойко, но никогда она не была лёгкой добычей — скольким удалым цыганам она отказала, какой неприступной была для каждого из них, все парни стелились перед ней, за её любовь каждый был готов пожертвовать собой, и никогда она не обращала внимания на всё это, но Лойко был другим, тем он и привлёк Радду — не будучи поначалу готовым жертвовать своей привольной жизнью, он не стал бы совершать и безрассудства ради неё, наслаждаясь при этом только своей свободой. Радда, будучи влюблённой, всё же не готова целиком отдаться чувству, она требует от Лойко поклониться ей в ноги, Лойко же с новой силой терзают гордость и любовь, красавица дала удалому герою день на раздумье... Подавленный Лойко удаляется, погружённый в себя, ведомый своими товарищами. Каков же будет его выбор?

Обстановка опять разрежается цыганским танцем в исполнении студенток 1-го курса факультета медицинской психологии Юдиной Анастасии, Евсеевой Вероники, Бородиной Екатерины под песню в исполнении Касьяновой Марии, студентки 1-го курса, факультета медицинской психологии. Оригинальное исполнении песни и яркие танцы пришлись в самый что ни на есть удачный момент — даже искушённый зритель не в силах предположить, каким будет кульминация, а во время, а разрядкой же станет время красивого танца, а пока льётся песня, каждый из зритель будет думать, что же будет лежать в основе развязки...

Но вот смолкает музыка, цыганки покидают сцену и на сцену выходят герои, и выходит Лойко Зобар — лицо его повеселело, глаза полны решимости, неужели расстанется Лойко со всем, что ранее ему было дорого? Конец истории уже близится! Второй на сцену выходит Радда, полная уверенности, что Лойко Зобар уже её, она вопрошает героя, готов ли он припасть к её ногам, а взамен получить любовь и ласку её до конца жизни. Боже, что уготовано бедной Радде! Лойко, отвечая согласием, приближается к ней, и, в мгновение ока, сверкнувший сталью в руке цыгана клинок, вонзается в самое сердце гордой красавицы... Лойко, от сознания содеянного, отпрянул в сторону, скорбь была написана на его лице — великолепная игра Дмитрия Скурихина передавало всё это просто очень правдоподобно, весь табор ринулся к упавшей замертво Радде...

Ворожея-бабушка Шувани появилась незамедлительно — она прогнала убийцу, отдав его на суд собственной совести. Радду, ставшую жертвой непомерной гордости удалого цыгана, бабушка Шувани, очень ярко и убедительно исполненная Анастасией Свешниковой, воскрешает девушку, ибо смерть её незаслуженна, а кара уготована только одному Лойко Зобару.

 

На суд зрителя предстала история, максимально полно передающая национальный колорит, обычаи, высшие ценности цыганского народа, это очень красочно иллюстрирует поступок Лойки Зобара, не давшего разлучить себя с вольготной кочевой жизнью, песни и пляски только лишь усиливали, дополняли празднество, подчёркивая ключевые моменты развития откровенно душещипательного сюжета, ребята выложились, смогли за короткий промежуток времени освоить для себя совершенно несвойственную область актёрского мастерства, оргкомитет проявил наиболее активных и устремлённых людей, способных найти способы в короткое время зажечь всех, заставить мобилизовать все силы участников торжества.

В оргкомитет входили следующие студенты, отличившиеся особой активностью: Хаметова Ринатта, Ряжапова Надежда, Бородина Екатерина. Большинство студентов сами занимались созданием костюмов для себя, приложив максимум выдумки, усидчивости и нешуточного терпения.

Завершал торжество праздничный стол, состоявший из яств национальной кухни представленных народов. Приготовлением блюд в цыганского стола занимались студентки всё того же факультета медицинской психологии Борисенко Олеся и Барышникова Мария.

Гости были в восторге от кушаний, которые им удалось попробовать, стол был весьма разнообразным, что при отсутствии обилия продуктов и времени делает честь его создавшим кулинарам — вышеупомянутым студенткам первого курса факультета медицинской психологии, сумевшим разыскать рецептуру, и безукоризненно исполнить свои замыслы. По отзывам гостей, Национальный дом прошёл просто отлично, никто не скучал, все зрители внимательно следили за развитием интриги, были очень удивлены многообразием и красочностью костюмов, запоминались и эмоционально, с задором исполненные танцы и песни, вызвавшие бурю аплодисментов со стороны практически полного зала.

В заключении следует сказать, что Национальный дом как никакое другое мероприятие призывает людей к сотрудничеству, помогает в ключе толерантности понять всё прелесть многообразия, воспитать отвращение к проявлениям ограниченности в виде расизма, национализма или иных их форм. Неоспоримо, что все нации имеют право на существование, ведь ни одна из культур не несёт в себе злого и не призывает к узкому пониманию мира в виду одной единственно правильной точке зрения, все культуры прекрасны, а единственно верной задачей для всех наций должно стать сотрудничество, взаимное, свободное изучение истории, быта, языка и религии, всестороннее познание особенностей 1друг друга, ведь только в сотрудничестве кроется полное раскрытие всего нашего потенциала, никакая борьба и конкуренция не способна на такое, это ясно прослеживается даже на студентах, принимавших участие в Национальном доме — дружественная, весёлая атмосфера сделала своё дело, — каждый не боялся пробовать себя в новой роли, иначе взглянул на свои возможности.

На Национальном доме были показаны два народа — цыгане и армяне, их обряды существенно различаются, но общее у них — стремление к добру, непризнание угнетения, свободное развитие. Дать волю силе проще всего, агрессия просто сама по себе, потому, что преследует один единственный наипростейший принцип — истребление, но ведь разум первичен, и только он может поставить нам в первооснову высокие задачи познания, дружбы, в нынешний век наблюдается торжество разума практически во всех областях — науке, технике, медицине, но несмотря на это некоторые люди не могут мыслить таким образом, а ведь это — залог мирного и длительного существования, не отягощённого войнами, разногласиями, угрожающим бряцанием оружия. В наши различиях- наша сила, они — именно то, что должно нас объединять, то, что достойно изучения, что должно всегда вызывать неослабный интерес к культуре других наций.

Наиболее подходящие слова для заключения, которые следует привести, слова человека, ежегодно организующего праздники такого рода, Аникиной Валентины Петровны, заведующей кафедрой социально-политических наук СамГМУ: «Все мы разные, но все мы классные!»

В. Ряховский, студент факультета медицинской психологии, гр. 188
В. Минаева, студентка факультета экономики и управления в здравоохранении гр. 196

© 2017 СамГМУ