Лицам с инвалидностью Слабовидящим

Ученые СамГМУ рассказали о бережливых технологиях с помощью виртуальной реальности

28.10.2019

СамГМУ представил новую образовательную программу с применением VR-технологий медицинским регистраторам и администраторам входной зоны самарских поликлиник. Цикл посвящен развитию навыков медицинского персонала по оптимизации взаимодействия с пациентами и профилактике конфликта.

К разработке продукта приступили летом текущего года. За основу взяли распоряжение президента и главы регионального министерства здравоохранения об улучшении работы первичного звена в медицине. Над созданием программы работали заведующая кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ИПО профессор Чертухина О. Б., доцент Бальзамова Л. А., Хашина О. А. при активном сотрудничестве центра Инновационных образовательных технологий СамГМУ в лице ведущего специалиста Хузиахметовой М. и VR-разработчика проекта образования Веденеевой И.

Разработка самарских ученых представляет собой коммуникативный тренажер с использованием виртуальной реальности. Ключевая цель проекта — научить медицинский персонал работать в условиях современных трендов с использованием бережливых технологий. Одним из таких направлений стало умение выстраивать диалог с пациентом.

Трехдневный курс рассчитан на 18 часов. В рамках теоретической части ученые познакомили слушателей с правовой и социально-психологической составляющей общения, возрастанием роли медицинских регистраторов и значением их участия в процессе взаимодействия с пациентами.

В ходе практики администраторам предлагалось пройти тестирование в виртуальной реальности. Погружаясь в VR-среду, человек оказывается в условиях виртуальной регистратуры и по двум разработанным вариантам может отработать основные техники коммуникации с конфликтным пациентом, а также научиться отвечать на вопросы, которые часто возникают на рабочем месте.

«Мы смоделировали 10 часто встречающихся ситуаций и 8 проекций взаимодействия с конфликтным пациентом. В момент тестирования слушателям необходимо было ответить на актуальные запросы — как попасть на прием к узкому специалисту, как получить амбулаторную карту на руки, в какие сроки пройти диспансеризацию, как получить справку для устройства на работу, как поменять поликлинику. По замечанию слушателей, программа полностью отвечала практической деятельности персонала, что в свою очередь повысило мотивацию обучения. Отмечу, что все участники справились с тестированием на „отлично“», — пояснила доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения ИПО Ольга Хашина.

Разработка коммуникативных тренажеров в Институте инновационного развития ведется не первый год, однако для обучения медицинского персонала продукт был создан впервые.

«С точки зрения методологии процесс выглядел следующим образом — экспертами выступили сотрудники кафедры общественного здоровья и здравоохранения, а представители поликлиник предоставили перечень часто задаваемых вопросов. Над созданием ответов работали сотрудники кафедры ОЗиЗ. Диалог был выстроен так, чтобы минимизировать конфликтную ситуацию и постараться дать развернутый ответ пациенту. Позже пациент и регистратура были прорисованы в формате 3D», — пояснил кандидат медицинских наук, заведующий центром инновационных образовательных технологий Александр Воронин.

На сегодня под ключ созданы только две ветки развития событий, однако это только начало пути. В настоящий момент ведется работа по разработке подобного коммуникативного тренажера для врачей, по эргономике рабочего места и грамотной маршрутизации потоков пациентов. Авторы продукта планируют завершить работу до конца года.

Одной из глобальных задач является внедрение всех критериев бережливого производства в работу медицинских учреждений.

«VR-технологии могут применяться в обучении практически всех медицинских учреждений. Технология бережливого производства должна задействовать все структуры — от среднего медперсонала до менеджмента. Оптимизация работы медицинских учреждений согласно современным трендам — наша ключевая задача», — заключил доктор медицинских наук, профессор РАН, ректор СамГМУ Александр Колсанов.

Бережливые технологии становятся главным направлением в улучшении работы поликлиник. Большинство критериев уже сегодня широко применяются в работе с пациентами. Так, практически все представители поликлиник, присутствовавших на курсах, активно используют современную систему маршрутизации, постоянно совершенствуют навыки общения, системно внедряют принципы бережливого производства в организацию рабочих мест, а главное, стремятся к повышению удовлетворенности пациентов качеством заботы о них.