Лицам с инвалидностью Слабовидящим

Университетскому образованию Самарской области 100 лет

06.07.2018

Создание в 1918 году университета в Самаре заложило основу для системного развития высшего образования в нашем регионе.

Формирование региональной образовательной системы и обновление ее парадигмы всегда являлось ответом на вызовы времени, стоящие перед страной. Это актуально и сегодня, когда происходит синтез знаний, а человеческий ресурс признан главным национальным богатством.

Отвечая на вызовы

История становления образования в регионе было привязано к решению задач, стоящих перед молодой Россией. Свою работу самарский университет, преобразованный из педагогического института, начал 1 сентября 1918 года, а 1 января 1919 года Самарский губернский отдел народного образования открыл при Самарском университете два новых факультета: медицинский и физико-математический. На собрании Совета Самарского университета Валентин Владиславович Гориневский был единогласно избран первым деканом образованного медицинского факультета. Шла Гражданская война и недалеко от Самары проходили бои Красной Армии с колчаковцами. Поэтому это был непростой период становления самарской медицины. Много проблем приходилось решать и после войны. В 1920–1921 годах студенты и преподаватели медицинского факультета Самарского государственного университета принимали активное участие в борьбе с голодом и эпидемиями. Тридцатые годы — это уже период становления самостоятельного медицинского института. Именно тогда создаются институтские Клиники и специализированные клинические подразделения. В связи с приближающейся войной и происходящим постепенным реформированием Рабоче-Крестьянской Красной Армии для укрепления обороноспособности страны требовалось все большее количество подготовленных военных врачей. Поэтому в апреле 1939 года Куйбышевский медицинский институт был реорганизован в Куйбышевскую Военно-медицинскую академию.

Великая Отечественная война была проявлением подъема патриотизма. Особое место в общей борьбе с врагом занимали и куйбышевские ученые-медики. Перед ними была поставлена важнейшая задача обеспечения быстрой реабилитации и возвращения в строй советских солдат. Является общеизвестным фактом то, что во время Великой Отечественной войны Куйбышев являлся запасной столицей союзного государства. Почти два года в городе базировалось Советское правительство. Сюда же эвакуировали с захваченных противником западных территорий многие крупные заводы, производившие боевую технику и необходимую фронту промышленную продукцию. Здесь же были сконцентрированы передовые научные кадры, в том числе и медицинские. Куйбышевские военные госпитали являлись одними из главных полигонов, где проводились передовые изыскания и исследования, вырабатывались наиболее эффективные технологии лечения раненых бойцов Красной Армии.

Научно—педагогические школы

В послевоенное время продолжается интенсивное развитие Куйбышевского медицинского института; бурное строительство новых корпусов, общежитий, формирование новых факультетов и кафедр. Постепенно из однофакультетного института он становится медицинским университетом. В этот период были сформирован ряд авторитетных научно-педагогических школ теоретического и клинического профиля. Первая такая школа в Куйбышевском медицинском институте, получившая всесоюзную известность еще в послевоенные годы, была создана выдающимся отечественным физиологом М. В. Сергиевским. Также получили широкую известность научно-педагогические школы хирурга-колопроктолога А. М. Аминева и офтальмолога Т. И. Ерошевского, травматологов-ортопедов академиков А. Ф. Краснова и Г. П. Котельникова, оториноларинголога И. Б. Солдатова, хирургов Г. Л. Ратнера и Б. Н. Жукова, терапевтов А. И. Германова и В. А. Германова, кардиолога С. В. Шестакова, рентгенолога-радиолога И. П. Королюка, биохимика Ф. Н. Гильмияровой и многих других.

В настоящее время в вузе работают около 750 преподавателей, среди них академик РАН, профессор РАН, 5 заслуженных деятелей науки РФ, 8 лауреатов Государственной премии Российской Федерации, 14 лауреатов премии Правительства РФ, 7 заслуженных работников высшей школы РФ, 23 заслуженных врача России, 194 доктора наук, 431 кандидат наук. 83% преподавателей СамГМУ имеют ученые степени и звания.

Диалог наук

СамГМУ является ключевым участником цифровой трансформации экономики и здравоохранения Самарского региона и обеспечивает данный процесс кадрами, в том числе подготовленными по новым специальностям. С 2013 года при поддержке губернатора и правительства Самарской области успешно формируется новая отрасль экономики региона «IT в медицине». В этом процессе СамГМУ — генератор идей, научно-технологический центр, площадка для экспериментальной и клинической апробации.

Клиники СамГМУ — главная клиническая база университета, многопрофильное лечебное учреждение федерального уровня, где оказывается специализированая и высокотехнологичная медицинская помощь населению, ведутся научные исследования и подготовка медицинских кадров.

Важным достижением СамГМУ как «технологической долины» и интегратора решений явилось создание в 2014 году инновационного территориального кластера медицинских и фармацевтических технологий Самарской области. Тем самым вуз реализует практико-ориентированное образование, нацеленное на эффективное взаимодействие с реальным сектором экономики.

Геннадий Котельников

ректор СамГМУ, академик РАН

Основными чертами современного образования является междисциплинарность, преемственности его ступеней и уровней. Это обуславливается особой ролью экономики, основанной на знаниях. Перед вузовским сообществом региона сегодня стоят качественно новые задачи. Это наращивание межвузовского и межотраслевого взаимодействия, более тесная работа с предприятиями региона, выход на международные высокотехнологичные рынки.