Лицам с инвалидностью Слабовидящим

«Рекомендация земляка — лучшая реклама для вуза»

29.11.2015

Иностранные студенты в аудиториях СамГМУ давно не редкость. Об успехах и проблемах работы со своими подопечными рассказывает декан факультета подготовки иностранных студентов к. м. н. Д. О. Горбачев.


Дмитрий Олегович Горбачев, к. м. н., декан факультета подготовки иностранных студентов СамМУ

— Дмитрий Олегович, расскажите о наших иностранных студентах. Сколько их в университете, из каких они стран?

— В настоящее время на факультете подготовки иностранных студентов у нас обучается 340 человек и еще порядка 70 студентов из Казахстана обучаются на бюджетном отделении. В основном к нам приезжают ребята из стран ближнего зарубежья — из Казахстана, Таджикистана, Белоруссии, Армении, Азербайджана, Киргизии. А также по уже сложившейся многолетней традиции мы обучаем студентов из стран Африки (Нигерия, Конго, Замбия). Их у нас примерно 10 процентов от общего числа иностранцев.

— Какие специальности выбирают иностранцы?

— В основном лечебное дело и стоматологию. Реже — педиатрию и фармацию.

— Какова мотивация иностранных студентов обучаться медицине в России? Это вопрос престижа?

— В определенной степени да. Любой работодатель, особенно если мы говорим о странах бывшего СССР, отдаст предпочтение выпускнику российского медицинского вуза, а не обладателю диплома местного университета. То же касается и стран Африки: наши выпускники, как показывает практика, всегда находят себе достойное профессиональное применение.

— Но ведь есть и «оборотная сторона медали» обучения в другой стране. Формирование профессиональных компетенций будущего медика происходит в чужой среде, понятийный аппарат формируется и усваивается не на родном, а на чужом языке...

— Да, безусловно, это создает нашим иностранным выпускникам определенные трудности. Вернувшись на родину, они вынуждены адаптироваться к своей системе здравоохранения (а специфика есть везде). И при трудоустройстве им зачастую приходится проходить квалификационное обучение, чтобы подтвердить полученные в России знания.

Не в последнюю очередь именно поэтому мы и делаем акцент на обучении студентов из тех стран, в которых программа подготовки специалистов в сфере здравоохранения максимально близка российской и в которых российские дипломы не требуют дополнительного подтверждения.

— Кстати, много ли среди иностранных студентов тех, у кого родители работают врачами?

— Иностранных студентов из семей медиков у нас примерно треть. Преемственность в профессии, особенно в медицине, играет, на мой взгляд, исключительно позитивную роль. В этом случае мотивация есть не только у родителей, желающих подготовить себе смену, но и у студента, который четко представляет себе все сложности, связанные с работой в сфере медицины, а значит, лучше готов к ней психологически.

— Как иностранцы узнают о СамГМУ и по каким критериям они выбирают обучение в нашем вузе?

— Во-первых, существует огромное количество информационных ресурсов, образовательных порталов, на которых представлена информация о нашем университете. А во-вторых, сейчас все молодые люди, в том числе иностранцы, тесно общаются в социальных сетях, и зачастую рекомендация земляка является лучшей рекламой вуза.

— Когда к нам приезжают учиться ближайшие соседи — казахи, это логично. Но чтобы гражданин из далекой Африки стремился попасть не в Москву и не в Санкт-Петербург, а в вуз Самары, у этого вуза должны быть веские конкурентные преимущества.

— Если говорить о Самаре в целом и о СамГМУ в частности, разве у нас нет таких преимуществ? В Самаре отличное авиа- и железнодорожное сообщение с Москвой. Хороший климат, гостеприимный город. По сравнению со столичными вузами обучение в СамГМУ намного более привлекательно в плане стоимости. Комфортабельные общежития. Комфортный психологический климат. Еще один момент, который выгодно отличает СамГМУ об большинства российских медвузов, — наличие собственной клинической базы.

Иностранные студенты понимают важность этих критериев, поэтому многие, пройдя годичную языковую подготовку на подфаках других российских вузов, учиться приезжают именно к нам.

— А почему в настоящий момент на подготовительном факультете СамГМУ не обучаются иностранные студенты, не владеющие русским языком?

— Организация обучения русскому языку «с нуля» имеет смысл при наличии очень большого потока иностранцев. В России есть ряд вузов (в Москве, в Воронеже, в Ростове-на-Дону, в Краснодаре), подфаки которых стали центрами базовой языковой подготовки иностранных студентов.

Но это не значит, что мы не ведем языковую подготовку. Все наши иностранные студенты продолжают изучать русский язык в течение 4 лет (по 3-4 часа в неделю) с первого курса под руководством преподавателей кафедры иностранных и латинского языков. Это специализированный корректировочный курс, по окончании которого студенты сдают выпускные экзамены. Кстати, сейчас мы обсуждаем вопрос о том, чтобы курс русского языка сопровождал иностранных студентов в течение всего периода их обучения в университете.

— Преподавание русского языка как иностранного само по себе очень специфично. Плюс надо учитывать «отраслевые» особенности языковой подготовки. В СамГМУ есть специальные учебно-методические пособия, ориентированные на подготовку медиков?

— Да, конечно. Они созданы на базе программы, разработанной медицинским факультетом РУДН. Кроме того, наши преподаватели русского языка как иностранного регулярно проходят курсы повышения квалификации в РУДН, направленные как раз на совершенствование методов обучения русскому языку иностранных студентов медицинского профиля.

— Сколько примерно иностранных студентов учится в СамГМУ по государственным квотам?

— Всего 40 из 340 человек. Как видите, немного. В основном у нас студенты (ну, или, вернее сказать, их родители) оплачивают свое обучение.

— Кто более мотивирован на учебу — «бюджетники» или «платники»?

— Целеустремленные студенты есть среди обеих категорий. Многие понимают, что от того, сколько усилий будет затрачено на учебу, зависит успешность дальнейшей профессиональной карьеры. Среди иностранных студентов у нас есть даже именные стипендиаты.

Но не буду скрывать: есть и те, кто, мягко говоря, не жаждет учиться или объективно не способен усвоить необходимый объем знаний.

— Таких отчисляете?

— Безусловно. Чтобы сдать тот или иной предмет, у студента есть три попытки. Не сдал — мы обязаны студента отчислить, даже если он «платник». По статистике «платников» приходится отчислять чаще, чем «бюджетников».

— С чем это связано?

— С уровнем подготовки. Когда на обучение за границу студента направляет страна, происходит достаточно жесткий отбор кандидатов. Учитываются не только успеваемость претендента по базовым дисциплинам (химия, биология, физика), но и его общекультурные компетенции. И мы в итоге почти всегда получаем достойных студентов.

— Но ведь иностранные студенты-«внебюджетники» тоже проходят некий отбор.

— Да, мы проводим определенный отбор. Но при этом «конкурса аттестатов» нет. Для поступления иностранцам достаточно более-менее прилично сдать вступительные экзамены. Планка для иностранцев, готовых платить за обучение, установлена гораздо ниже, чем для российских абитуриентов, которые поступают к нам по результатам ЕГЭ.

Если говорить о выпускниках школ в странах ближнего зарубежья, то приходится констатировать, что уровень их подготовки с каждым годом снижается. Это касается и владения русским языком, и знаний по другим дисциплинам.

— А почему не пойти по пути сокращения числа иностранных студентов, уровень подготовки которых откровенно слабый?

— Наш деканат проводит постоянную работу по повышению качества подготовки иностранных обучающихся, в том числе отчисляя неуспевающих студентов. Безусловно, наличие иностранных студентов — важный показатель деятельности вуза, это и политически важный момент, и стратегически важный момент. И про финансовую составляющую тоже не нужно забывать. Но наша задача — подготовить специалиста высокого класса. Могу сказать, что наши преподаватели качественно и ответственно работают с тем контингентом, которым реально располагают, и стараются сделать все возможное, чтобы за наших выпускников не было стыдно.

— Где иностранные студенты проходят интернатуру?

— В основном у себя на родине. У нас обучаются в интернатуре те, кто планирует в дальнейшем получить российское гражданство и работать в России. Таких тоже достаточно много. Например, в прошлом году из 25 выпускников в России остались 10 (все они из стран ближнего зарубежья).

— Общаются ли наши иностранные студенты с иностранцами других самарских вузов?

— Еще как общаются! Особенно это характерно для студентов из африканских стран. Их не так много в Самаре, и когда они узнают, что где-то есть их соотечественники (например, в СГАУ много африканцев), мгновенно налаживают взаимное общение. Ходят в гости, приводят друзей на наши внутривузовские мероприятия. Мы этому только рады.

Слово — студентам


Ламбе Мусонда, студент 6 курса лечебного факультета СамГМУ

— Я приехал в Россию в 2009 году. Моим главным мотивом обучения за границей было огромное желание посмотреть мир, увидеть и отрыть для себя нечто совершенно новое. Для молодого человека из африканской Замбии Россия — это как раз то, что нужно! Правда, оказалось, что медведи здесь не ходят (шутка, конечно!). Но вот к русским морозам, к русским зимам я так до конца и не адаптировался. А вот люди здесь очень теплые. На первых порах у меня было много проблем с русским языком, и все старались помочь — и студенты, и преподаватели. С третьего по пятый курс я даже был стипендиатом Ученого совета СамГМУ. Сейчас уже нет: академическая занятость огромная, времени на научную и другую деятельность практически не остаётся.

А вообще в СамГМУ учиться интересно: есть Клиники, собственные исследовательские центры. Я общаюсь с соотечественниками, которые учатся в других медуниверситетах России, и могу точно сказать, что таких практических навыков, которые студенты получают в СамГМУ, не дают практически нигде. В этом смысле это уникальный университет.

Я знаю, что по возвращении на родину мне придется сдавать экзамен на английском языке, чтобы подтвердить российский диплом. Но меня это не пугает. Главное, что российская врачебная школа строится в первую очередь на общении врача и пациента, а не только на технических результатах обследования. В Замбии такая же система, так что, если я буду работать у себя на родине, мне переучиваться не придется.


Виктория Мариновская, студентка 3 курса лечебного факультета СамГМУ

— Я приехала из Республики Молдова, из Гагаузии. В России я обучаюсь в рамках правительственной программы. Прежде чем приехать в СамГМУ, я внимательно изучала информацию о нем, смотрела рейтинги вуза, читала отзывы других студентов. Сейчас я очень рада, что учусь именно в этом университете. Здесь квалифицированные преподаватели, отличная клиническая база. Мы, студенты, имеем возможность общаться с реальными пациентами. Кроме того, в нашем университете студентов с самого начала вовлекают в научные исследования, у нас очень сильное СНО. Современный врач обязан следить за новациями в своей области, и, конечно, лучше, если такая профессиональная любознательность будет сформирована еще в студенческие годы. И еще приятно, что университет замечает наши успехи и поощряет их. Так, я стала именным стипендиатом Ученого совета. Такая стипендия присуждается за успехи в учебе, а также за участие в научно-исследовательской деятельности и в общественной жизни вуза.

Я очень стараюсь получить в СамГМУ максимум теоретических и практических знаний и надеюсь, что моя профессиональная карьера сложится здесь, в России.

Беседовала Алла Стефанская, редактор сайта СамГМУ
При цитировании ссылка на сайт обязательна