Лицам с инвалидностью Слабовидящим

Практика в университете Эрнст-Мориц-Арндт

01.03.2010

Университет Эрнст-Мориц-Арндт города Грайфсвальд был основан 17 октября 1456 г. и является вторым старейшим университетом в Германии и первым старейшим университетом в Швеции. Основателем университета является Генрих Рубенов. Университет был основан с разрешения короля и после получения привилегии Папы Римского, под защитой померанского герцога Вартислава IX.

Университет славится не только своей богатой историей, но и знаменитыми учениками и преподавателями. Среди профессоров и преподавателей университета были нобелевские лауреаты Йоханнес Штарк (Нобелевская премия по физике, 1919), Герхард Домагк (Нобелевская премия по медицине, 1939), исследователь Африки Густав Нахтигаль, публицист Эрнст Мориц Арндт, математик Феликс Хаусдорф. Студентами университета в разное время были Ульрих фон Гуттен, Отто фон Бисмарк, знаменитые хирурги Теодор Бильрот и Фердинанд Зауэрбрух.

 

Вот в таком университете, основанном еще до открытия Колумбом Америки, студентам стоматологического факультета СамГМУ посчастливилось пройти практику зимой 2010 года. Прохождение практики стало возможным после подписания договора между Самарским государственным медицинским университетом и Университетом города Грайфсвальд. По поручению Ректора СамГМУ академика РАМН Г. П. Котельникова договор подписали первый проректор, профессор Н. Н. Крюков и директор стоматологического института, профессор Д. А. Трунин. На практике в январе 2010 года группу сопровождали ассистент Института постдипломного образования И. А. Захарова и специалист международного отдела управления инновационных технологий Ю. М. Сигалов.

После гостеприимного приема мы были ознакомлены со старинными зданиями университета, где по-прежнему учатся студенты, системой образования, а также с современным центром стоматологии и лечения заболеваний ротовой полости и челюстно-лицевой системы (в котором затем проходили практические занятия).

 

Во время прохождения практики самарские студенты ежедневно посещали практические занятия по всем разделам стоматологии, где наблюдали за тем, как немецкие доктора ведут прием пациентов. Также нам подробно рассказывали о современных материалах, технологиях, методах лечения. Во второй половине дня читали лекции профессора университета: Майер, Кордас, Земниг, Кохер, Биффар, Шплитт.

Центр стоматологии был построен три года назад и представляет собой здание, оборудованное современнейшим стоматологическим оборудованием, на котором обучаются студенты. В центре стоматологии три этажа. На первом этаже регистратура и отделение амбулаторной хирургии, куда направляются все первичные пациенты, проводится их обследование и в случае необходимости направление в нужное отделение, также здесь проводятся малые хирургические вмешательства: имплантация, удаление зубов, резекция верхушки корня зуба. На втором этаже отделение терапевтической и ортопедической стоматологии, отделение пародонтологии и заболеваний ВНЧС, на третьем — отделение ортодонтии и детской стоматологии. В каждом отделении есть установки для студенческого приема, где ежедневно студенты самостоятельно ведут прием.

Система обучения в Грайфсвальдском университете имеет свои особенности. Ежегодно на стоматологический факультет зачисляют 120 студентов. После прохождения фантомного курса остается 40 человек. Поэтому студенты очень ответственно относятся к своему обучению в университете. Обучение длится 5 лет. Курс состоит из теоретической и практической частей. Наряду с общемедицинскими предметами изучаются стоматологические предметы. В 1, 2 семестрах теоретический курс, где изучаются основы профилактики стоматологических заболеваний, 3 семестр — кариес, 4 семестр — на фантомах изучается эндодонтия, 5 семестр — изучается шинирование зубов, также на фантомах, 6 семестр — клиническая практика, где студенты у кресла смотрят за работой врача, также в этот семестр берется детское учреждение под шефство, изучается эпидемиология стоматологических заболеваний в нем, составляется программа профилактики стоматологических заболеваний, и реализуется на практике, затем делается заключение об эффективности выбранной программы, и составляется план работы в данном учреждении на следующие годы. С 7 по 9 семестры начинает практика в Центре стоматологии, где студенты сами ведут прием пациентов. По 2 студента на одну стоматологическую установку: в первую смену один студент принимает пациентов, другой ассистирует, во вторую смену — меняются. За работой студентов следит дежурный ассистент. В течении 10 семестра студенты имеют возможность по студенческому обмену поехать во Францию, Швецию, а теперь и в СамГМУ.

Система обучения в университете бальная — за 1 семестр студент должен набрать 40 баллов, только в этом случае студент имеет возможность сдать экзамен и перейти в следующий семестр. Баллы начисляются за посещение лекций, прием пациентов, выступление с докладами. Семинарских занятий, в нашем понимании, с опросом, выставлением оценок в университете Грайфсвальда нет. Есть обсуждение интересных клинических случаев и доклад студентов по актуальным темам. Теоретическую часть студент осваивает на лекциях и самостоятельно. Основной упор делается на практическую часть. С любым непонятным теоретическим вопросом студент всегда может обратиться к преподавателю. Студент очень мотивирован на повышение собственного теоретического уровня, поскольку он необходим для ежедневной практики и для сдачи экзаменов.

Также большое внимание уделяется вопросам коммуникации, для этого проводятся специальные курсы, состоящие из нескольких разделов: основы коммуникаций, врачебные коммуникации, тренинги с актерами.

Во время обучения проходит недельный курс «Путь к докторской шапочке», где студентам объясняется — что такое научные исследования, обсуждаются актуальные для исследования вопросы стоматологии, студентами выбираются направления, темы для будущих исследований.

Вот такая интересная поездка состоялась благодаря стараниям наших преподавателей! Хотелось бы выразить огромную благодарность за предоставленную возможность ректору академику Г. П. Котельникову, профессорам: первому проректору-проректору по научной и инновационной работе Н. Н. Крюкову, директору СИ Д. А. Трунину и всем организаторам этой поездки.

Юлия Решетникова,
студентка стоматологического института СамГМУ