Лицам с инвалидностью Слабовидящим

II-я межрегиональная конференция «Непрерывное профессиональное развитие — основа качества медицинской помощи». Основные материалы

19.11.2009

Глубокоуважаемые участники и гости конференции!

Высокая квалификация практического врача — важнейший фактор, призванный улучшить качество оказания медицинской помощи населению. Только грамотный специалист, владеющий необходимым объемом теоретических знаний и практических навыков, способный обосновывать алгоритм своих действий с позиций доказательной медицины, в состоянии решить эту непростую задачу. Умение пользоваться персональным компьютером, свободное владение иностранным языком, знание современных тенденций развития своей спе-циальности сегодня становятся требованием времени. Только постоянное, непрерывное профессиональное развитие врача создает основу для высокой эффективности его повседневной работы.

Ровно два года назад в Самаре состоялась I-я Межрегиональная конференция по непрерывному профессиональному развитию медицинских работников. Ее резолюция во многом способствовала поиску оптимальных путей решения большого количества проблем, накопившихся в системе отечественного медицинского образования. Сегодняшняя конференция — логичное продолжение той повседневной работы, которую на протяжении последних лет ведет Самар-ский государственный медицинский университет в тесном сотрудничестве с министерством здравоохранения и социального развития Самарской области.

Убежден, что этот научный форум привлечет внимание специалистов. Их общение, обмен накопленным опытом позволят выработать конкретные рекомендации, реализация которых сможет поднять медицинское образование России на качественно новый уровень.

Ректор Самарского государственного медицинского университета академик РАМН, лауреат Государственной премии РФ, дважды лауреат премии Правительства РФ, з. д. н. РФ, профессор Г. П. Котельников

 

Уважаемые коллеги!

Добро пожаловать на II-ю Межрегиональную конференцию по непрерывному профессиональному развитию медицинских работников.

Вопросы последипломной подготовки медицинских кадров Самарской области на основе новых современных технологий обучения обсуждались в рамках проведения I-й Межрегиональной конференции по непрерывному медицинскому образованию, которая прошла в Самаре 28 ноября 2007 года. Именно на этой конференции было определено приоритетное направление развития здравоохранения региона на период 2008-2011 гг. — разработка, внедрение и развитие системы непрерывного медицинского образования, реализуемой совместно министерством здравоохранения и социального развития Самарской области, Самарским государственным медицинским университетом, Самарской областной ассоциацией врачей, лечебно-профилактическими учреждениями региона.

За два прошедших года сделаны значительные шаги на пути реализации указанного направления: разработан проект «Внедрение системы непрерывного профессионального развития медицинских работников Самарской области», создан Совет по непрерывному профессиональному развитию, полностью модернизирована Самарская областная научная медицинская библиотека, врачи области получили возможность доступа к электронной медицинской библиотеке Внедрение системы непрерывного профессионального развития было поддержано на III-м Международном медико-экономическом форуме в Екатеринбурге и на Координационном совете ПФО по послевузовскому и дополнительному профессиональному образованию в Казани.

Многое еще предстоит сделать, но мы надеемся, что опыт Самарского региона послужит основой для дальнейшего анализа и позволит выработать наиболее эффективные механизмы повышения уровня профессиональной подготовки медицинских специалистов Самарской области.

Искренне желаю успехов работе конференции.

Министр здравоохранения и социального развития Самарской области доцент В. П. Куличенко
 

Здравоохранение России в новых экономических условиях. Новые подходы к последипломной подготовке медицинских кадров

Куличенко В. П., Блашенцева С. А.
Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области

Изменения в региональном здравоохранении в условиях экономического кризиса подразумевают соответствующие изменения в организации производства и предоставления медицинских услуг населению. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость изменения организации работы лечебных учреждений и прежде всего определенных перемен в сфере трудовых ресурсов.

Медицинские кадры, являясь наиболее ценным и значимым ресурсом здравоохранения, оказывают решающее влияние на процесс осуществления любых перемен в области охраны здоровья населения.

Поэтому, наиболее важными направлениями развития кадровой службы следует считать установление оптимальной численности и состава персонала здравоохранения, достижение рационального соотношения различных категорий медицинских работников, их правильной расстановки, хорошей профессиональной подготовки, сертификация и аккредитация, а также внедрение систем экономического стимулирования труда и комплекса мер по оптимизации производственных отношений.

Кадровая структура отечественного здравоохранения традиционно оценивается по числу врачебных и сестринских кадров на 10 000 населения, а также их соотношением. По данным ежегодного отчета о мировом развитии ВОЗ, среднемировой показатель обеспеченности населения врачами составляет 13,4, медицинскими сестрами — 18,8 на 10 000 населения. Уровень обеспеченности врачами и медицинскими сестрами колеблется от минимального в развивающихся странах (соответственно 7,8 и 7,0) до максимального в развитых странах (25,2 и 53,0).

В нашей стране отраслевые стандарты обеспеченности населения медицинскими кадрами были утверждены еще в 1986-1990 гг. и составляли 43,8 врача на 10 000 населения и 152,7 медицинских сестры на 10 000 населения с их соотношением 1:3,5.

Однако с 1990 года в отечественном здравоохранении началась тенденция уменьшения численности врачей и медицинских сестер с еще большим дисбалансом их соотношения. К 1995 году число врачей на 10 000 населения составило 39,8, а медицинских сестер — 95,0; соотношение врачей и медицинских сестер — 1:2,38.

Такие же тенденции сохранялись в последующие годы как в целом по стране, так и в региональных системах здравоохранения.

Сегодня в Самарской области работают 13233 врача и 25742 средних медицинских работника.

Обеспеченность населения врачами составляет — 41,7 на 10 000 населения, средним медицинским персоналом — 81,1.

Сертификат специалиста имеют 92,3 % врачей и 90,8% средних медицинских работников.

Систему здравоохранения области ежегодно пополняет в среднем около 300 молодых специалистов, большинство из которых — выпускники Самарского государственного медицинского университета.

Обеспечение врачебными кадрами учреждений здравоохранения осуществляется через подготовку специалистов в интернатуре и целевой клинической ординатуре на базе Самарского государственного медицинского университета.

На территории области успешно реализуется постановление Губернатора Самарской области от 12.07.04 № 196 «Об утверждении Плана мероприятий по обеспечению отраслей социальной сферы, промышленности и сельского хозяйства Самарской области квалифицированными кадрами всех уровней профессионального образования».

В соответствии с вышеуказанным документом молодым специалистам, приступившим к работе в учреждениях здравоохранения, выплачивалось единовременное пособие на обустройство. Это позволило закрепить в ЛПУ региона 96,0% специалистов. Между тем очевидно, что, помимо мероприятий по закреплению кадров в практическом здравоохранении, большое значение имеет подготовка специалистов на последипломном этапе.

Эта проблема становится предметом обсуждения как на международном, так и на государственном и региональных уровнях.

Тема подготовки и переподготовки медицинских кадров стала центральной в ходе целого ряда обсуждений, состоявшихся в конце 2008 — начале 2009 годов, среди которых следует выделить круглый стол Комитета Государственной Думы по охране здоровья на тему: «Законодательные аспекты подготовки и переподготовки кадров в сфере здравоохранения». Так, заместитель председателя Комитета по охране здоровья академик С.И. Колесников подчеркнул, что Всемирная федерация медицинского образования приняла стандарт непрерывного медицинского образования, который в нашей стране может быть реализован через введение системы кредитов, начисляемых не только за обучение в институте или академии последипломного образования, но и за участие в конференциях, конкурсах, за публикации статей и т.д.

Вопросы подготовки медицинских кадров на последипломном этапе активно обсуждались на прошедшем в августе-сентябре 2009 года в Малаге (Испания) Международном конгрессе по медицинскому образованию.

Основные подходы к непрерывному профессиональному развитию медицинских кадров обсуждались на Всероссийской гастроэнтерологической школе, которая прошла в Москве 9-10 октября 2009 года.

Детальное изучение ситуации по подготовке медицинских кадров в РФ и за рубежом стало одним из разделов научно-исследовательской работы, выполненной Самарским государственным медицинским университетом по поручению министерства здравоохранения и социального развития Самарской области. По результатам работы установлено, что актуальность проблемы кадрового обеспечения в здравоохранении РФ обусловлена несколькими причинами:

  • дефицитом кадров вследствие низкой заработной платы медицинских работников и общего демографического состояния в стране;
  • нарушением соотношения врач стационара/медсестра и участковый врач/медсестра, что привело к выраженному дефициту среднего медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях страны; 
  • избыточным числом узких специальностей;
  • снижением уровня профессиональной подготовки врачей и среднего медицинского персонала, что связано с отсутствием непрерывности медицинского образования (врач повышает свою квалификацию только 1 раз в 5 лет), низкой мотивацией руководителей ЛПУ и врачей к повышению квалификации, отсутствием у врачей доступа к высококачественным источникам информации на рабочих местах и через Интернет.

В условиях возрастающего информационного потока, постоянного внедрения в клиническую практику новых лекарственных препаратов, новых методов диагностики и лечения, врач оказывается в ситуации, когда он сам остро ощущает потребность в постоянном повышении квалификации.

Мировой опыт подсказывает, что последипломное образование, во-первых, должно быть непрерывным, во-вторых, должно позволять отрабатывать и совершенствовать практические навыки, в-третьих, должно опираться на принципы доказательной медицины.

В связи с этими требованиями министерством здравоохранения и социального развития Самарской области совместно с Самарским государственным медицинским университетом и Самарской областной ассоциацией врачей был разработан проект «Внедрение системы непрерывного профессионального развития медицинских кадров Самарской области». Основные принципы построения структуры последипломного профессионального образования врачей региона, позволяющие интегрировать Европейские образовательные технологии, в систему зачетных кредитов и непрерывное профессиональное развитие, в традиционную систему подготовки кадров позволяют:

  • сохранить все формы последипломного профессионального образования врачей, используемые в настоящее время (интернатура, клиническая ординатура, тематическое и общее усовершенствование, профессиональная переподготовка);
  • внедрить систему учетных кредитов, то есть перевести академические часы в кредиты;
  • дополнить образовательные программы включением в обучение дистанционных образовательных технологий; 
  • активно использовать в обучении слушателей самостоятельную работу с использованием доступа к современным электронным библиотекам;
  • дать возможность врачу свободно выбирать формы, длительность и место подготовки в рамках утвержденных образовательных программ.

Система накопительных кредитов предусматривает создание порт-фолио в 250 кредитных единиц за 5 лет, подтвержденных документально и набираемых равномерно. Обязательно ежегодное подтверждение набора не менее 50 кредитных баллов и сдачи тестового контроля.

Система накопительных кредитов в последипломном образовании имеет единственную функцию — она используется как компонент учета учебной нагрузки. При таком подходе система накопительных кредитов полностью соответствует структуре последипломного медицинского образования в России и отвечает международным требованиям. Это обеспечивает сравнимые условия для оценки академической успеваемости и способствует мобильности врачей внутри страны при переходе из одного лечебно-профилактического учреждения в другое, а также мобильности медицинских специалистов на международном уровне.

В рамках реализации системы НПР медицинских работников Самарской области определены основные участники проекта: врач, участвующий в программах НПР; министерство здравоохранения и социального развития Самарской области; Самарский государственный медицинский университет; Самарская областная ассоциация врачей; иные организации, реализующие образовательные программы на территории Самарской области.

Основным документом, позволяющим врачу спланировать повышение квалификации в системе НПР, является «Индивидуальный план», который содержит информацию о видах деятельности и их кредитном весе.

Для управления процессом внедрения системы НПР при министерстве здравоохранения и социального развития Самарской области создан «Совет по НПР», в функции которого входит рассмотрение перечня дополнительных образовательных мероприятий, проводимых на территории Самарской области за конкретный промежуток времени. К функциям Совета относится разработка методических документов, в том числе кредитной системы оценки видов деятельности врача, контроль качества реализуемых образовательных программ.

В Самарской области для обеспечения врачей высококачественными источниками медицинской информации проведена модернизация Самарской областной научной медицинской библиотеки, филиалы которой открываются в ЛПУ области.

Врачи губернии получили возможность использования современного информационного ресурса — электронной медицинской библиотеки, что помогает в принятии клинических решений в каждой конкретной ситуации и способствует повышению квалификации.

Самарская электронная медицинская библиотека помимо федерального компонента имеет региональный компонент, пользование которым дает медицинскому работнику доступ к региональным нормативно-правовым документам.

В структуре библиотеки формируется банк тестов по специальностям, разработка которых осуществляется с участием главных внештатных специалистов министерства здравоохранения и социального развития Самарской области.

В целом, мы считаем, что реализация проекта «Внедрение системы непрерывного профессионального развития медицинских кадров Самарской области» позволит:

  • медицинским работникам — улучшить результаты и повысить эффективность труда, благодаря заинтересованности в результатах своей деятельности;
  • государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения — повысить качество оказания медицинской помощи и конкурентоспособность на рынке медицинских услуг;
  • министерству здравоохранения и социального развития — повысить эффективность работы региональной системы здравоохранения;
  • региональным образовательным учреждениям высшего и среднего профессионального медицинского образования — модернизировать процесс преподавания с внедрением современных технологий;
  • населению — получать качественную квалифицированную медицинскую помощь и удовлетворять ожидания от взаимодействия с системой здравоохранения.

Непрерывное профессиональное развитие медицинских кадров в Самарской области: современное состояние вопроса и перспективы

Измалков С. Н., Блашенцева С. А., Билёв А. Е.
Самарский государственный медицинский университет, Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области

В настоящее время происходит радикальное изменение представлений о стратегии подготовки медицинских (фармацевтических) кадров в России: начался необратимый переход от концепции «образование на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь». Это означает, что полученные в медицинском вузе знания, умения, владения и навыки должны развиваться и совершенствоваться каждым врачом (провизором) на протяжении всей его профессиональной карьеры.

Формально после подписания Болонской декларации в сентябре 2003 года данная стратегия в медицинском образовании реализуется путем внедрения кредитно-модульной системы подготовки специалистов. В Институте последипломного образования Самарского государственного медицинского университета в соответствии с приказом ректора с осеннего семестра 2009/2010 учебного года начата подготовка врачей через систему интернатуры и ординатуры с использованием кредитов (зачетных единиц). Особенности этой новой образовательной технологии состоят в следующем:

  • 36 часов занятий (стажировки на клинической базе) приравнены к 1 кредиту;
  • 18 часов еженедельных внеаудиторных занятий (дежурств в клиниках, работы с литературой в библиотеке, источниками информации в Интернете, участие в работе научно-практических конференций и т.д.) приравнены к 0,5 кредита;
  • для интернов и ординаторов, пропустивших занятия, предоставляется возможность набора необходимого количества кредитов во внеаудиторное время путем составления научных докладов по пропущенным темам и выступления с ними на врачебных конференциях, дежурств в клиниках в выходные дни, публикации научных статей в журналах, подачи заявок на предполагаемые изобретения и полезные модели, а также целого ряда других видов работ, предусмотренных приказом ректора университета.

Учет количества набранных кредитов производится заведующим учебной частью обучающей кафедры в зачетной книжке нового образца (при этом не отменяется ведение учетного документа, применявшегося ранее). Для допуска к итоговой государственной аттестации клинический интерн должен набрать не менее 72 кредитов (клинический ординатор — не менее 144 кредитов).

В масштабах Самарской области переход к «образованию через всю жизнь» имеет большие перспективы. Так, творческим коллективом, сформированным из специалистов Института последипломного образования и министерства здравоохранения и социального развития Самарской области, разработан пилотный проект «Внедрение системы непрерывного профессионального развития медицинских кадров в Самарской области». Он предусматривает необходимость набора каждым врачом не менее 250 кредитов (зачетных единиц) за 5 лет работы в практическом здравоохранении (или в вузе) для продления сертификата специалиста. Предлагаемые пилотным проектом виды самосовершенствования врача (провизора) — самые разнообразные. Категории кредитов классифицированы на научные, теоретические и практические. Например, получение «практических кредитов» включает:

  • участие в научно-практических конференциях, съездах, симпозиумах, семинарах (в том числе выступление с докладом);
  • разработку заявок на полезные модели и изобретения;
  • организацию и проведение клинического разбора;
  • организацию и проведение патологоанатомической конференции;
  • участие в разработке информационных писем, методических материалов по организации службы;
  • руководство интернами на клинической базе; 
  • проведение мастер-класса по специальности;
  • освоение и внедрение в практическую деятельность новой методики диагностики (лечения, профилактики) заболевания;
  • стажировку в России или за рубежом.

Однако обязательным для специалиста остается очное обучение на циклах повышения квалификации в Институте последипломного образования в течение 144 часов. Конечно, в перспективе будут предусмотрены и дистанционные образовательные технологии по всем заявленным университетом специальностям.

Некоторые особенности будут иметь способы набора кредитов профессорско-преподавательским составом медицинских вузов. Для этой категории специалистов учету подлежат руководство работой соискателей ученых степеней, издание монографий, руководств для врачей, учебных пособий, получение грантов за научные достижения, внедрение в учебный процесс и лечебную работу инновационных технологий и т.д.

Таким образом, для становления и развития системы непрерывного профессионального развития специалистов медицинского (фармацевтического) профиля проведена большая работа коллективами Самарского государственного медицинского университета и министерства здравоохранения и социального развития Самарской области. Есть все основания полагать, что реализация намеченных мероприятий позволит повысить качество и эффективность оказания медицинской помощи населению.

Роль кафедры восстановительной медицины, курортологии и физиотерапии ИПО Самарского государственного медицинского университета в подготовке кадров для центров здоровья

Яшков А. В.
Самарский государственный медицинский университет, кафедра курортологии и восстановительной медицины ИПО

Особенностью современного этапа развития отечественного здравоохранения является его профилактическая направленность. К конкретным мероприятиям по сохранению и укреплению здоровья населения следует отнести создание в России к концу 2009 года более 500 центров здоровья (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 10.06.09 № 302н). Специфика их работы состоит в том, что основным объектом внимания будет не больной, а здоровый человек.

В связи с этим, встают вопросы рациональной интеграции деятельности центров в общую систему мероприятий практического здравоохранения, последипломной подготовки соответствующих кадров, способных эффективно решать задачи по сохранению и укреплению здоровья, формированию здорового образа жизни населения Самарского региона.

Уже первое знакомство с содержанием цели и задач центров здоровья указывает на значительную широту профилактических мероприятий, которые будут осуществляться на уровне донозологических состояний организма человека, практически здоровых людей. Это, в свою очередь, предъявляет особые требования к подбору специалистов, работающих в этой области. Одним из важнейших условий эффективности работы будет наличие у них синтеза различных знаний по вопросам оценки состояния нормы функционирования различных систем человека, владение технологиями скрининга, мониторинга и способов коррекции адаптивных возможностей здорового человека, имеющего факторы риска.

Вместе с тем, в перечне 19 специальностей, по которым будет осу-ществляться подготовка медицинских кадров для государственных учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации и учреждений здравоохранения муниципальных образований, участвующих в реализации мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака, преобладают клинические специальности. Очевидно, что включение в штат центров здоровья только врачей-клиницистов будет означать дублирование работы амбулаторно-поликлинического звена и не принесет желаемого результата, поскольку подготовка и клиническое мышление данных специалистов ориентировано на конкретную патологию и стандартное лечение.

Наряду с другими специальностями в данный перечень входит восстановительная медицина. Отличительной содержательностью ее как раздела профилактического направления практического здравоохранения является возможность осуществлять оценку и проводить комплексную немедикаментозную восстановительную коррекцию функциональных резервов человека, его адаптивных возможностей.

В Самарском государственном медицинском университете образовательным учреждением, осуществляющим подготовку специалистов по восстановительной медицине, является кафедра восстановительной медицины, курортологии и физиотерапии ИПО. Существующая программа последипломной подготовки врача восстановительной медицины на кафедре включает все основные вопросы профилактической медицины, касающиеся оценки и охраны здоровья «здорового» человека, предупреждение и устранение факторов риска неинфекционных заболеваний.

Эти позиции закреплены в «Положении об организации деятельности врача восстановительной медицины» к приказу Министерства здравоохранения РФ от 01.07.03 № 297, где основными функциями врача восстановительной медицины являются: определение программы комплексного обследования в целях оценки функционального состояния человека, уровня его адаптивных возможностей, выявление факторов риска развития заболеваний; оценка состояния здоровья; разработка индивидуальных программ оздоровления, предусматривающих комплексное применение преимущественно немедикаментозных методов, направленных на повышение функциональных резервов здоровья человека, восстановление его оптимальной работоспособности; назначение необходимых оздоровительных процедур (физиотерапия, ЛФК, массаж, рефлексотерапия и др.); организация и контроль профилактической работы.

Кроме того, кафедра в соответствии с Приложением к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 07.07.09 № 415 имеет возможность проводить подготовку кадров по восстановительной медицине среди 6 специальностей: «Неврология», «Общая врачебная практика», «Педиатрия», «Скорая медицинская помощь», «Терапия», «Травматология и ортопедия». Все это необходимо учитывать при формировании и последипломной подготовке штатного состава Центров здоровья, специалисты которых должны овладеть теоретическими и практическими навыками профилактической медицины на основе уже существующих нормативно-правовых документов по последипломному образованию. Такой подход позволит избежать организационных ошибок при подборе кадров и повысить эффективность профилактических мероприятий по формированию здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья населения Самарской области.