Лицам с инвалидностью Слабовидящим

Выступление Президента РФ на IX съезде Российского союза ректоров

20.03.2009

20 марта 2009 года, Москва, МГУ.

Д. МЕДВЕДЕВ: Добрый день, уважаемые коллеги!

Мне очень приятно и радостно выступать у вас на съезде. Спасибо, что пригласили. В повестке дня съезда — очень серьёзный вопрос: это стратегия развития высшей школы и, конечно же, те насущные проблемы работы высших учебных заведений, которые актуальны сегодня, особенно в сложившейся экономической ситуации.

Знаю, что члены Союза ректоров внимательно отнеслись к моим относительно недавним инициативам по поддержке российского студенчества. И я рассчитываю на то, что мы сможем обсудить и эти инициативы, и рассчитываю на дальнейшую конструктивную работу в этот непростой для высшей школы, вообще для всей нашей страны период.

Полтора месяца назад мною был дан ряд поручений, связанный с поддержкой системы высшего профессионального образования, российского студенчества и трудоустройства выпускников высшей школы. Одна из этих инициатив была связана с возможностью для студентов, обучающихся за плату, и хорошо успевающих студентов переходить на бюджетные места.

По моему поручению Министерство образования подготовило соответствующие рекомендации вузам. И по тем подсчётам, которые сегодня сделали эксперты, в этом году на вакантные бюджетные места может быть переведено около 25 тысяч студентов, — конечно, при конструктивной позиции, которая будет проявлена руководством высших учебных заведений. Это немаленькая цифра, даже несмотря на то, что у нас очень значительный отряд студенчества в целом.

Есть ответ и на мою рекомендацию не повышать плату за обучение. По той информации, которую предоставило Министерство образования и науки, более 300 вузов уже приняли решение зафиксировать плату в рублях для тех, кто сегодня учится, на весь период обучения. Надеюсь, что, несмотря на такое чувствительное, заведомое уменьшение доходов, эту позицию разделят и другие высшие учебные заведения. Я понимаю, что это трудная мера, в общем мы стремились последнее время к другому — к тому, чтобы принципы современной экономики действовали и применительно к оплате за учебу. Тем не менее в этих условиях — как и в других странах, кстати, — я считаю, что мы должны сделать определённый шаг в этом направлении. Во всяком случае, давайте посмотрим, как будут развиваться события в этом году, а там к этому вопросу можно будет вернуться.

Уже в ближайшее время Правительство должно выпустить документы, которые облегчат получение льготных кредитов на образовательную тематику. Проценты по этим кредитам будут минимальные, а возврат возможен после того, как студент закончит высшее учебное заведение и устроится на работу. Под минимальными процентами сейчас, во всяком случае в том проекте, который есть, имеется в виду возможность за счёт бюджета субсидировать часть кредитной ставки в размере трёх четвертей ставки рефинансирования Центрального банка России, а также возможность возмещения банку невозвращённых сумм в размере до 20 процентов выданных кредитов. Таким образом, поручителем по таким кредитным сделкам выступит само государство. Но условием его получения, естественно, должна быть хорошая успеваемость.

Понятно и то, что в этом году выпускникам будет не просто устроиться на работу, недавно в одном из своих телеобращений я уже говорил об этом. Чтобы поддержать их, подготовлены меры по переподготовке по более востребованным специальностям, по увеличению бюджетного приёма в магистратуру и в аспирантуру. При этом в магистратуре число бюджетных мест может увеличиться до 34 тысяч, а в аспирантуре — до 29 тысяч. Тем не менее, несмотря на такое увеличение аспирантских и магистерских мест, это не должно сказаться на качестве образования, потому как количество не всегда, мы знаем, переходит в качество. Об этом нужно будет тоже подумать.

Помимо этого в Государственную Думу внесён законопроект, который предусматривает возможность для образовательных и научных организаций создавать малые предприятия. Это то, о чём мы неоднократно говорили в ходе моих встреч с ректорским корпусом, со студенчеством. Фактически появятся новые возможности для того, чтобы заниматься коммерциализацией интеллектуального потенциала высшей школы. Такие малые предприятия, по экспертным, подчеркиваю, оценкам, могут дать до 30 тысяч рабочих мест, в том числе мест, которые нам так необходимы, связанных с высокотехнологичными услугами, выпуском высокотехнологичной продукции.

С одной стороны, то, что я назвал, можно именовать антикризисными мерами, но с другой стороны — это и необходимый шаг по модернизации высшей школы. Ещё задолго до кризиса ставилась задача выпуска действительно квалифицированных специалистов — людей, которые способны создавать и внедрять современные технологии, способствовать интеграции науки, образования и производства, причём в целях развития инноваций. Поэтому я считаю такой закон абсолютно востребованным. Посмотрим, конечно, к каким результатам он приведёт. В любом случае появление дополнительной возможности — это как минимум необходимость в современных условиях.

Отмечу также, что уже определены правовые условия формирования федеральных и национальных исследовательских университетов. По сути, ведь та работа, которая была начата в рамках национального проекта «Образование», теперь должна продолжаться не на экспериментальном уровне, а в повседневном режиме. Напомню, что в рамках национального проекта значительные средства получили 57 вузов, которые победили в конкурсе инновационных образовательных программ. Это позволило провести модернизацию и собственно учебного процесса, и технологических возможностей университетов. Многие из таких университетов я посетил именно в тот период, когда они получали эти гранты. Также, безусловно, важно было и то, что это дало возможность создавать и собственные программы, и предлагать, естественно, нестандартные решения.

Не буду скрывать, сегодня достаточное количество вузов не отвечает высоким требованиям к качеству обучения и исследовательских работ, тем требованиям, которые предъявляет нам сегодня и повестка дня, и экономика, и текущая кризисная ситуация. Подчеркну, что, несмотря на все эти сложности, мы обязаны максимально приближать образовательные программы и специальности к перспективам развития рынка труда, ориентировать работу всей высшей школы на самые современные, самые передовые модели развития экономики и социальной сферы.

Логика развития национального проекта «Образование» привела и к появлению ещё одной модели, которая в пилотном варианте получила наименование национальных исследовательских университетов. Два таких университета действуют, и к решению задачи создания целой сети национальных исследовательских университетов уже, по сути, мы тоже приступили.

В этом году по результатам конкурса целому ряду университетов будет присвоена именно эта категория — «национальный исследовательский университет», а победители получат средства на модернизацию инфраструктуры, современное оснащение научных работ, аудиторного фонда — в общем то, что традиционно необходимо для самих университетов.

Я напомню также и то, что, несмотря на финансовые проблемы, средства на 2009 год на эти цели в бюджете предусмотрены. И финансовый кризис не должен вести к сворачиванию такого рода программ, как и вообще программ, которые показали свою эффективность за последнее время.

Мы действовали в рамках этого национального проекта, развивали его не ради того, чтобы из-за временных финансовых трудностей всё это погубить и оказаться опять в ситуации середины 90-х годов. Это недопустимо.

Подчеркну также, что стремление к творчеству, к новому содержанию образования — это неотъемлемая часть стратегии развития высшей школы на годы вперёд.

И хотел бы ещё несколько слов сказать о развитии законодательства в образовании. За последние годы в этой сфере появилось довольно значительное число нововведений. В условиях идущей модернизации высшей школы такого рода новеллы естественны. С другой стороны, образовательный цикл по своей природе носит длительный характер, и в конечном счёте мы должны сформировать прочную современную нормативную базу, которая не должна подвергаться конъюнктурным изменениям — к этому нужно, во всяком случае, стремиться.

Уважаемые коллеги, не так недавно, когда я посещал Испанию, в Мадриде была встреча ректоров российских, испанских и латиноамериканских университетов. И именно там мы вместе с коллегами говорили о так называемой образовательной мобильности — мобильности, касающейся обмена преподавателями, студентами, повышении квалификации педагогов, создании центров коллективного пользования уникальным оборудованием. Всё это исключительно важно для полноценной современно интеграции нашей высшей школы в мировую образовательную систему, для того чтобы свободно обмениваться идеями, свободно обмениваться информацией. В этом смысле, несмотря на всю мою любовь к современным технологиям, к интернету, я хотел бы сказать, что, конечно, без личного общения, без возможности съездить к коллегам за границу, принять их у себя — никакая полноценная университетская жизнь невозможна. Конечно, электронные формы хороши, но обязательно нужно встречаться, обязательно нужно общаться в традиционной манере.

Нынешний год объявлен в России Годом молодёжи. В феврале этого года я впервые вручил премии Президента России для молодых учёных: это действительно было сделано в первый раз и это по-настоящему значимые премии и по статусу, и по размеру.

Были серьёзно увеличены гранты Президента для молодых кандидатов и докторов наук. В настоящее время практически подготовлено постановление об увеличении президентских стипендий студентам и аспирантам вузов. Причём речь идёт о том, чтобы увеличить их количество (где-то до 2000 штук), и о том, чтобы увеличить их размер в 2–3 раза.

В наших ближайших планах — проведение Госсовета по молодежной политике, где, конечно, все эти вопросы, о которых сегодня здесь будете говорить вы, должны найти своё самое предметное отражение. Я рассчитываю на то, что и материалы работы съезда будут использованы в ходе подготовки Государственного совета по молодежной проблематике.

Уважаемые друзья, я хотел бы пожелать вам продуктивной работы. Надеюсь на то, что даже в этот очень непростой период мы сможем сохранить всё то лучшее, что было сделано за последнее время, сможем пройти этот неприятный период, который, к сожалению, проходит сейчас большинство развитых стран, без существенных потерь. Во всяком случае, государство для этого будет делать всё возможное; надеюсь на то, что и университеты в этом смысле тоже буду работать в синхронном ключе.

Удачи вам и успехов!

* * *

Я буквально сделаю две реплики, обозначу две позиции по мотивам выступлений, потому что меня они, безусловно, заинтересовали, как, наверное, и всех присутствующих в этом зале.

Сначала несколько слов по поводу того, о чём в своём вступительном слове говорил Святейший Патриарх. Я полностью согласен с тем, что мы должны сегодня думать не только о преодолении кризиса, не только о тех обычных, традиционных вещах, которые являются для всех для нас, для преподавателей, для ректоров такими болезненными, сложными, но и о формировании системы ценностей как системы координат, в которой будет развиваться наше общество.

Это очень сложная тема. Я хочу сказать, что мы, наверное, сегодня только начали подходить к тому, чтобы обозначить современную систему ценностей, которая может стать вот такой системой координат для развития на годы вперёд в XXI столетии. Очевидно и то, что эти ценности должны быть объединяющими, а не разъединяющими. Давайте вспомним систему ценностей советского периода: она, вероятно, была во многом ложной, но она разделялась значительной частью общества. И наши современные ценности должны восприниматься обществом, они должны разделяться им, они должны консолидировать общество. И это, наверное, самое сложное.

Я пытался дать некие мои представления о современной системе ценностей в ходе произнесения Послания Президента в конце прошлого года. Эти ценности достаточно понятные, что называется немудрёные, но в то же время исключительно важные для любой страны, для любого государства: это права человека, семейные устои, просто вопросы, связанные с отношением к своей стране. Они только сейчас начинают восприниматься значительной частью нашего общества как истинные ценности. К числу таких ценностей относится и образование — образование как явление, которое существует в социальном мире, которое создаёт в себе значительный элемент развития этого мира. В любом случае мы не можем об этом не думать, иначе у нас есть риск принять суррогаты ценностей за истинные ценности, что неоднократно происходило в нашей истории.

И вторая реплика, связанная с основной повесткой дня съезда. Мы сейчас, действительно, говорим о трудностях, но я хотел бы, обращаясь к вам, сказать одну вещь: меры по развитию образования сегодня ни в коем случае нельзя сводить к вопросам преодоления кризиса. Если мы сейчас опять скатимся к обсуждению того, как нам выжить, — у нас не будет никакой перспективы. В этом плане я поддерживаю, конечно, и такую стратегическую инициативу, как новое образовательное измерение, и другие инициативы, которые здесь будут обсуждаться.

Конечно, мы должны сегодня помочь студентам, помочь преподавателям. Мы должны подумать о трудоустройстве молодых специалистов. И ряд этих мер был предложен. Может быть, у вас появятся и другие интересные идеи — государство не будет от них закрыто.

Мы должны сохранить научные коллективы в университетах. Давайте вспомним, что происходило в начале 90-х годов. У меня это навсегда останется в памяти, потому что я тогда начинал собственную научно-педагогическую карьеру. Я помню и униженное положение преподавателей, и заработки, которые приходилось большинству преподавателей искать на стороне, и просто разговоры о перспективах российской высшей школы. Сейчас всё-таки атмосфера другая. И в этом смысле мы должны думать о том, как использовать сегодняшнюю ситуацию.

Действительно, кризисом нужно воспользоваться. Слово «кризис» мы последнее время произносим очень часто, но, на мой взгляд, мы не должны прятаться за него. Помните известную булгаковскую фразу о разрухе, которая, как известно, обычно не в клозетах, а в головах? Вот и мы не должны сегодня просто говорить о кризисе для оправдания собственной неспособности решить какие-то элементарные проблемы. Но мы, действительно, должны использовать те возможности, которые создают такие кризисные ситуации, для решения наиболее сложных вопросов, в том числе и тех, которые, может быть, не решались годами, или тех, решение по которым нам было трудно принять в силу самых разных причин.

И ещё одна вещь, о которой я хотел бы здесь сказать, чтобы вы услышали об этом. За последнее время мы действительно кое-что сделали для развития образования. Наверное, многие из вас скажут, что сделали немного, это так. Но всё-таки вряд ли кто-то скажет, что вообще ничего не делали. Всё-таки национальный проект и ряд других решений, весьма значительные средства бюджета для нашего государства, ещё того, докризисного, бюджета, которые направлялись и направляются в образование, — тоже свидетельство того, что мы стали этим заниматься. Но это не значит, что всё, что мы делали, в том числе и в законодательном плане, должно восприниматься как «священная корова». Это не значит, что мы не совершаем ошибок. Поэтому мы должны оценить, что было сделано, в том числе и в законодательном поле. И я предлагаю съезду ректоров проявить свои лучшие качества, в том числе критическое восприятие действительности, и подумать о том, что можно было бы изменить в сегодняшних правилах, касающихся организации высшей школы. Ещё раз подчёркиваю: имею в виду не текущую ситуацию, а будущее.

Я искренне надеюсь, что именно этими вопросами вы сейчас и займётесь.

Спасибо вам большое.