Лицам с инвалидностью Слабовидящим

Факультет повышения квалификации преподавателей и переподготовки кадров

Факультет повышения квалификации преподавателей и переподготовки кадров (ФПКП и ПК) организован в 1975 году. Работой факультета руководил заведующий кафедрой педагогики и психологии высшей школы Ю. В. Кожевников.

С 1988 года деканом факультета назначен заведующий кафедрой педагогики, психологии и психолингвистики профессор А. Н. Краснов. Им были разработаны задачи, стратегия развития и основные направления деятельности ФПКП и ПК.

Благодаря четкой организации, подбору кадрового состава сформирована стройная система повышения квалификации преподавателей, педагогической подготовки аспирантов, определены перспективные направления развития факультета.

Деканат факультета повышения квалификации преподавателей и переподготовки кадров расположен на базе кафедры педагогики, психологии и психолингвистики.

Ю. В. Мякишева
Декан
Е. В. Мензул
Заведующая кафедрой педагогики, психологии и психолингвистики
Р. А. Ионесова
Ведущий специалист ФПКП и ПК

Деканат

443099, г. Самара, ул. Тухачевского, 226 + 7 (846) 265-18-95

Режим работы

Пн-чт — с 14:00 до 18:00 Пт — с 14:00 до 17:00 Сб-вс — выходные дни

ВКонтакте

Абитуриентам

В период интенсивной работы ФПКП и ПК по приказу Ректора университета академика РАН Г. П. Котельникова при ведущей кафедре факультета — кафедре педагогики, психологии и психолингвистики — созданы лаборатория электронных учебных пособий (2004 г.), лаборатория прикладных социально-психологических исследований (2006 г.), что позволило подготовить более 30 мультимедийных и электронных учебных пособий для студентов различных факультетов, официально зарегистрировать и внедрить учебные оболочки «Ментор-1», «Квестор-1,2,3», «Виртуальный хирург», экспертную систему «Галатея», осуществлять мониторинг удовлетворенности студентов качеством и организацией образовательного процесса в вузе.

За последнее время на базе и при консультативной поддержке кафедры педагогики, психологии и психолингвистики сотрудниками ФПКП и ПК защищены 5 кандидатских, 1 докторская и 2 магистерских диссертации, изданы 2 монографии, опубликовано более 170 печатных работ по проблемам медицинского образования, получено 4 патента на изобретение.

Основными направлениями деятельности ФПКП и ПК являются:

  • повышение психолого-педагогического мастерства преподавателей;
  • педагогическая подготовка аспирантов, студентов групп педагогического резерва;
  • внедрение новых образовательных технологий в учебный процесс.

Деканат факультета повышения квалификации преподавателей и переподготовки кадров расположен на базе кафедры педагогики, психологии и психолингвистики — заведующая кафедрой к. псих. н., доцент Е. В. Мензул, декан ФПКП и ПК — д. м. н., доцент Ю. В. Мякишева, ведущий специалист факультета — И. В. Карташова.

Деятельность факультета, проектирование и реализация его задач осуществляются при непосредственном участии сотрудников кафедры педагогики, психологии и психолингвистики. На ФПКП и ПК преподавание ведут к. фил. н., доцент Е. А. Слоева, к. псих. н., доцент Н. Ю. Кувшинова, к. псих. наук, доцент Н. В. Техтелева, старший преподаватель, старший преподаватель Н. М. Рязанцева, заведующая учебно-методическим кабинетом — И. В. Карташова, а также приглашенный профессор — профессор кафедры педагогики и психологии Самарского государственного социально-педагогического университета д. п. н. В. М. Минияров. Консультативную помощь слушателям циклов оказывают также сотрудники лаборатории электронных учебных пособий (заведующий — к. т. н. В. В. Жиров), лаборатории прикладных социально-психологических исследований (заведующая — Т. А. Педченко).

Повышение квалификации

Факультет повышения квалификации преподавателей и переподготовки кадров осуществляет:

  • краткосрочное (от 36 до 108 часов) повышение квалификации;
  • повышение квалификации трудоемкостью 144 часа.

По результатам обучения выдается удостоверение о повышении квалификации.

Тематика циклов повышения квалификации преподавателей

Организация учебного процесса

Цикл направлен на расширение профессиональной подготовки и повышение квалификации преподавателей медицинских вузов и колледжей. Рассматриваются общие вопросы методического обеспечения учебного процесса и отдельной учебной темы. Содержание цикла составляют требования к проектированию и разработке методических документов учебного процесса, к объективному заданию целей обучения, к структурированию учебного материала, распределению учебного времени по видам учебной работы.

Продолжительность цикла — 72 часа (2 недели) — 24 часа лекций и 48 часов практических занятий. Форма отчетности — курсовая работа «Методическое обеспечение темы». Тема выбирается слушателем самостоятельно согласно преподаваемому предмету и необходимости создания учебно-методических материалов для образовательного процесса на кафедре. Начало занятий — 15.00.

Телефон: +7 (846) 265-18-95.

Электронная почта:
kafpedagogika@mail.ru
fpkpsamgmu@mail.ru

Контроль и учет в медицинском образовании

Цикл направлен на расширение профессиональной подготовки и повышение квалификации преподавателей медицинских вузов и колледжей. Рассматриваются основные проблемы высшего образования в России, основы технологии мониторинга качества образования, применение контролирующих материалов при использовании активных методов обучения. Программа направлена на выработку умений составления тестов, обучающих задач, проблемных ситуаций.

Продолжительность цикла — 72 часа (2 недели) — 24 часа лекций и 48 часов практических занятий. Форма отчетности — курсовая работа «Проектирование и разработка контролирующих материалов». Тема выбирается слушателем самостоятельно согласно преподаваемому предмету и необходимости создания учебно-методических материалов для образовательного процесса на кафедре. Начало занятий — 15.00.

Телефон: +7 (846) 265-18-95.

Электронная почта:
kafpedagogika@mail.ru
fpkpsamgmu@mail.ru

Современные образовательные технологии

Цикл направлен на расширение профессиональной подготовки и повышение квалификации преподавателей медицинских вузов и колледжей. Содержание цикла составляют основы технологизации учебного процесса — требования к управлению учебным процессом, объективному заданию целей обучения. Отражены преимущества активных методов обучения, направленных на формирование клинического мышления, подробно рассматриваются принципы и средства программированного обучения. Программа цикла направлена также на выработку умений подготовки и проведения нетрадиционных видов лекции, проблемного семинарского занятия, учебного проекта и игры. Особая роль отводится оценке качества обучения.

Продолжительность цикла — 72 часа (2 недели) — 24 часа лекций и 48 часов практических занятий. Форма отчетности — курсовая работа. Тема выбирается слушателем самостоятельно согласно преподаваемому предмету и необходимости создания учебно-методических материалов для образовательного процесса на кафедре. Начало занятий — 15.00.

Телефон: +7 (846) 265-18-95.

Электронная почта:
kafpedagogika@mail.ru
fpkpsamgmu@mail.ru

Проектирование и разработка образовательных программ

Цикл направлен на расширение профессиональной подготовки и повышение квалификации преподавателей медицинских вузов и колледжей. Рассматриваются вопросы методического обеспечения учебного процесса, структура и содержание нормативных документов, регламентирующих методическую деятельность, компоненты учебно-методического комплекса дисциплины и рекомендации по его формированию. Особое внимание уделено структуре, содержанию и методике составления рабочей программы по преподаваемой дисциплине.

Продолжительность цикла — 72 часа (2 недели) — 24 часа лекций и 48 часов практических занятий. Форма отчетности — курсовая работа «Рабочая программа дисциплины». Дисциплина выбирается слушателем самостоятельно согласно преподаваемому предмету и необходимости создания к ней учебно-методического обеспечения. Начало занятий — 15.00.

Телефон: +7 (846) 265-18-95.

Электронная почта:
kafpedagogika@mail.ru
fpkpsamgmu@mail.ru

Организация самостоятельной работы студентов

Цикл направлен на расширение профессиональной подготовки и повышение квалификации преподавателей медицинский вузов и колледжей. Рассматриваются вопросы организации и методического обеспечения самостоятельной работы студентов на занятии и во время внеаудиторной учебной деятельности. В содержание цикла включены требования к оформлению методического сопровождения самостоятельной работы как на аудиторных занятиях, так и во внеучебное время. Программа направлена на формирование умения проектирования и разработки методического обеспечения самостоятельной работы на практических и семинарских занятиях, учебной игры, учебного проекта, домашнего задания.

Продолжительность цикла — 72 часа (2 недели) — 24 часа лекций и 48 часов практических занятий. Форма отчетности — курсовая работа «Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов». Тема выбирается слушателем самостоятельно согласно преподаваемому предмету и необходимости создания учебно-методических материалов для образовательного процесса на кафедре. Начало занятий — 15.00.

Телефон: +7 (846) 265-18-95.

Электронная почта:
kafpedagogika@mail.ru
fpkpsamgmu@mail.ru

Современные образовательные технологии

Цикл модульного формата, включает 4 модуля — базовый («Организация учебного процесса») и три взаимозаменяемых модуля («Проектирование и разработка образовательных программ», «Организация самостоятельной работы студентов», «Контроль и учет в медицинском образовании»), обучение на которых в зависимости от потребностей слушателей возможно как в очной форме, так и с применением дистанционных технологий.

Продолжительность цикла — 144 часа (4 недели). Форма отчетности — курсовая работа. Тема выбирается слушателем самостоятельно согласно преподаваемому предмету и необходимости создания учебно-методических материалов для образовательного процесса на кафедре. Начало занятий — 15.00.

Телефон: +7 (846) 265-18-95.

Электронная почта:
kafpedagogika@mail.ru
fpkpsamgmu@mail.ru

Основы педагогической деятельности для аспирантов

Рассматриваются актуальные проблемы высшего образования в России, их отражение на обучении и воспитании студентов. Содержание программы включает введение в педагогику высшей медицинской школы, требования к организации учебного процесса в вузе, способы структурирования и представления знаний. Особое внимание уделяется методическому обеспечению практических занятий, современным средствам предоставления информации. Реализация программы предусматривает три этапа:

  • аудиторные занятия на кафедре педагогики, психологии и психолингвистики;
  • психолого-педагогическая практика на базе принимающих кафедр и подготовка аттестационно-выпускной работы с обязательным использованием современных информационных технологий;
  • защита аттестационно-выпускной работы в форме проведения практического занятия и/или экзамена по психолого-педагогическому блоку предметов.

Продолжительность обучения — 108 часов, Форма контроля — проведение практического занятия и/или аттестационно-выпускная работа (методическое обеспечение к проводимым занятиям) на электронных носителях. Начало цикла — апрель. Занятия проводятся по расписанию — каждая среда, в 15.00.

Телефон: +7 (846) 265-18-95.

Электронная почта:
kafpedagogika@mail.ru
fpkpsamgmu@mail.ru

Основы подготовки медицинской диссертации для аспирантов

Цикл занятий направлен на повышение уровня методических знаний слушателей о технологии научного исследования и ориентирован на выработку активной и самостоятельной исследовательской деятельности диссертантов. Освоение курса позволяет ориентироваться в информационном потоке научной литературы, приобрести навыки написания научного текста, ознакомиться с методиками сбора данных, научной обработкой их в соответствии с принципами доказательной медицины. Форма контроля — квалификационный экзамен.

Продолжительность обучения — 72 часа. Занятия проводятся по расписанию (октябрь — март, по средам, начало занятий — 15.00).

Телефон: +7 (846) 265-18-95.

Электронная почта:
kafpedagogika@mail.ru
fpkpsamgmu@mail.ru

Школа молодого преподавателя

Рассматриваются актуальные проблемы высшего образования в России, их отражение на обучении и воспитании студентов. Содержание программы включает введение в педагогику высшей медицинской школы, требования к организации учебного процесса в вузе, способы структурирования и представления знаний, развитию коммуникативных навыков преподавателя. Особое внимание уделяется методическому обеспечению практических занятий, современным средствам предоставления информации. Форма контроля — проведение практического занятия и/или методическое обеспечение к занятию на электронных носителях.

Продолжительность обучения «Педагогика и психология высшей школы» — 72 часа, «Коммуникативные компетенции преподавателя высшей школы» — 36 часов, «Мастер-классы» — 36 часов. Занятия по расписанию (октябрь — февраль).

Телефон: +7 (846) 265-18-95.

Электронная почта:
kafpedagogika@mail.ru
fpkpsamgmu@mail.ru


Обучение на ФПКП и ПК проводится:

  • с частичным отрывом от работы в течение 2-4 недель (72-108 часов);
  • без отрыва от работы в течение 1-3 месяцев (108-144 часа);
  • по индивидуальным образовательным траекториям.

Программы циклов включают обучение в форме лекций, теоретических и методических семинаров, практических и лабораторных занятий, деловых игр, тематических дискуссий, собеседований, консультаций, самостоятельной контролируемой работы слушателей с применением дистанционных технологий обучения (интернет-консультации, использование блока методических материалов на электронных носителях).

На базе ФПКП и ПК реализуется преемственность подготовки педагогических кадров для медицинского вуза на всех этапах высшего образования.

  • «Психология и педагогика» — дисциплина базовой части учебных планов подготовки студентов 1 курса лечебного, педиатрического, медико-профилактического, стоматологического факультетов.
  • Элективный курс по педагогике и психологии для студентов 4, 5, 6 курсов групп педагогического резерва.
  • Циклы «Основы подготовки медицинской диссертации», «Основы педагогической деятельности» для аспирантов.
  • Курс лекций и практических занятий по педагогике для слушателей Школы молодого преподавателя.
  • Дополнительное профессиональное образование преподавателей — повышения квалификации.

Обучение преподавателей колледжей и учителей школ

ФПКП и ПК проводит обучение и стажировку преподавателей колледжей и учителей школ Самарской области в рамках вариативного компонента Именных образовательных чеков (36 часов).

Тематика циклов:

  • «Технологизация учебного процесса при различных формах обучения в медицинском колледже»;
  • «Внедрение активных методов обучения клиническим дисциплинам в образовательный процесс медицинского колледжа»;
  • «Проектирование и разработка учебно-методического обеспечения клинических дисциплин в медицинских колледжах»;
  • «Учебно-методическое обеспечение организации аудиторной самостоятельной работы студента медицинского колледжа»;
  • «Учебно-методическое обеспечение организации внеаудиторной самостоятельной работы студента медицинского колледжа»;
  • «Профессиональная ориентация школьников при обучении химии»;
  • «Логическая структура решения задач по химии»;
  • «Профессиональная ориентация школьников при обучении биологии»;
  • «Педагогические подходы к составлению ситуационных задач по биологии».

Новые циклы

Использование дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в образовательных учреждениях на базе системы управления обучением MOODLE

Рассматриваются вопросы разработки и применения электронных учебных материалов для реализации дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в образовательных учреждениях на базе системы управления обучением Moodle. Содержание программы включает рассмотрение вопросов по организации электронного обучения в образовательном учреждении с использованием ДОТ, архитектуру и принципы работы и теоретические аспекты проведения занятий в СУО Moodle, методические основы создания и редактирования электронных учебных курсов в СУО Moodle, оценивание результатов работы студентов и администрирование в СУО Moodle.

Форма контроля: подготовка и защита проекта.

Продолжительность обучения: 72 часа. Занятия проводятся по мере комплектования групп.

Телефон: +7 (846) 265-18-95.

Электронная почта:
kafpedagogika@mail.ru
fpkpsamgmu@mail.ru

Организация дистанционного обучения в вузе

Рассматриваются вопросы разработки и применения учебно-методических материалов для реализации дистанционных технологий и электронного обучения в образовательных учреждениях высшего и средне-профессионального образования. Содержание программы включает рассмотрение дистанционного обучения в системе непрерывного профессионального образования , структуры и принципов дистанционного обучения, основы организации дистанционного обучения, особенности коммуникации в системе ДО.

Форма контроля: подготовка и защита проекта.

Продолжительность обучения: 36 часов. Занятия проводятся по мере комплектования групп.

Телефон: +7 (846) 265-18-95.

Электронная почта:
kafpedagogika@mail.ru
fpkpsamgmu@mail.ru

Инклюзивное образование в вузе

Инклюзивное образование в вузе(PDF, 798 КБ)

Форма обучения: очная с использованием ЭО и ДОТ.

Продолжительность обучения: 72 часа.

Телефон: +7 (846) 265-18-95.

Электронная почта:
kafpedagogika@mail.ru
fpkpsamgmu@mail.ru

Повышение квалификации для преподавателей гуманитарных кафедр

Повышение квалификации для преподавателей гуманитарных кафедр образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования (на базе кафедры философии и культурологи, 144 часа):

  • «Миссия университета и современные гуманитарные практики».
  • «Организация коммуникативных практик в вузе: новые формы взаимодействия преподавателя и студента».
  • «Ценностные аспекты в профессиональной деятельности педагога медицинского учебного заведения».
  • «Профилактика профессиональной деформации и эмоционального выгорания преподавателей вуза».

Адрес: г. Самара, ул. Тухачевского, д. 226.

Телефон: +7 (846) 265-18-95.

Электронная почта: kafpedagogika@mail.ru, fpkpsamgmu@mail.ru

На базе ФПКП и ПК СамГМУ реализуется преемственность подготовки педагогических кадров для медицинского вуза на всех этапах высшего образования.