Лицам с инвалидностью Слабовидящим

Кафедра педагогики, психологии и психолингвистики

В 1975 году при Куйбышевском медицинском институте в соответствии с приказом Минздрава РСФСР № 310 от 02.06.1975 г. был открыт факультет повышения квалификации преподавателей медицинских вузов, на базе которого читался доцентский курс педагогики высшей медицинской школы. Возглавляла этот курс Г. Ногина, преподаватели в то время приглашались из Куйбышевского педагогического института.

Спустя 6 лет, в 1981 году при ФПК начала работать кафедра педагогики высшей школы, заведующим кафедрой стал кандидат философских наук доцент Юрий Иванович Кожевников, возглавлявший кафедру в течение 14 лет. За этот период кафедра прошла свое активное становление — появился свой преподавательский состав, сотрудники создали базовый запас методических наработок, на занятия приезжали преподаватели медицинских вузов практически со всего Советского Союза.

Огромный вклад в организацию и становление работы внесла завуч кафедры к. м. н. старший преподаватель Елена Федоровна Стебихова. Наличие медицинского образования и большого стажа педагогической деятельности давало возможность Елене Федоровне умело адаптировать классическую педагогику к задачам высшего медицинского образования. Будучи личностью яркой и самобытной, Елена Федоровна умела сплотить вокруг себя коллектив и во многом являлась примером для молодежи. Кафедра пополнилась большим составом молодых преподавателей. В их числе заведующая методическим кабинетом Ирина Александровна Сомова, которая в 1995 году защитила первую на кафедре кандидатскую диссертацию, выполнив ее на базе Московской медицинской академии.

В январе 1996 г. кафедру возглавил к. м. н. доцент Александр Никодимович Краснов. На тот момент у Александра Никодимовича было два высших образования — медицинское и педагогическое (впоследствии он получил и третье высшее — психологическое), и 15-летний стаж преподавательской работы на кафедре травматологии и ортопедии.

С приходом А. Н. Краснова начинается полная реорганизация работы кафедры. Впервые на кафедру приходят студенты разных факультетов, появляется большой блок психологических предметов, лингвистика, культура речи. С 1999 г. меняется название подразделения — по сей день это кафедра педагогики, психологии и психолингвистики. Приходят работать новые молодые сотрудники. На базе кафедры продолжают функционировать курсы ФПКП, организуется множество выездных циклов.

 
Зав. кафедрой (1996-2014), профессор А. Н. Краснов, состав кафедры педагогики и психологии (2000 год)

С именем Александра Никодимовича Краснова связан весь сложный путь формирования и развития новой кафедры, организация учебной, методической, воспитательной и научной работы, реорганизация циклов ФПКП. Человек разносторонних интересов, неординарный, идейный, он зачастую умел сочетать, казалось бы, плохо сочетаемые вещи воедино — педагогику, психологию, квалиметрию, когнитивную лингвистику, психосемантику, информационные технологии. И это будучи по первому образованию врачом-травматологом!

На протяжении всей своей деятельности Краснов А. Н. уделял много внимания вопросам качества высшего медицинского образования. В 2005 г. после длительного перерыва (более 10 лет) на кафедре возобновляется работа Школы молодого преподавателя, сотрудники кафедры во главе с заведующим проводят цикл занятий по педагогике для аспирантов. В 2012 г. на кафедру впервые пришли группы педагогического резерва.

По инициативе Александра Никодимовича при кафедре в 2004 г. была открыта лаборатория электронных учебных пособий, которую А. Н. Краснов возглавил сам (в настоящее время зав. лабораторией — к. т. н. В. В. Жиров). Штат сотрудников лаборатории увеличивался год от года. В 2004 г. была разработана и официально зарегистрирована экспертная система «Галатея», позволяющая проводить компьютерный анализ и оценку свободных ответов обучаемых. За последнее время при участии сотрудников лаборатории разработаны и официально зарегистрированы учебные оболочки «Ментор-1», «Квестор» и «Виртуальный хирург». К середине 2013 г. подготовлено полтора десятка интерактивных симуляторов хирургических операций, вышли в свет и были полностью подготовлены к изданию 15 электронных и мультимедийных учебников для студентов различных факультетов. Один из учебников — «Фармакогнозия» (автор — профессор В. А. Куркин) — в 2013 г. был признан РЕАН лучшим электронным учебным пособием отрасли.

В 2006 г. при кафедре открывается лаборатория социально-психологических исследований (ЛСПИ), которую возглавила Е. В. Мензул (в настоящее время заведующая лабораторией — Н. М. Рязанцева). Главной задачей ЛСПИ является мониторинг качества учебного процесса, организация и проведение коммуникативных тренингов и тренингов развития учебной мотивации для студентов, консультативная помощь студентам и преподавателям по решению психологических проблем, профориентационная работа. Старший научный сотрудник лаборатории — доктор исторических наук доцент В. Ю. Кузьмин регулярно организует анкетирование студентов различных факультетов и курсов. Ежегодно сотрудники лаборатории проводят анкетирование порядка четырех-пяти тысяч учащихся. Все данные подлежат тщательному анализу и представляются руководству вуза.

За последние пять лет сотрудниками кафедры были подготовлены и выпущены более десяти учебно-методических пособий. Ведущие из них «Педагогика: конспект лекций», «Педагогика: рекомендации для самостоятельной работы студентов», «Современные образовательные технологии» для слушателей ФПКП, «Психолингвистика», «Языковая грамотность и культура речи в профессиональной деятельности», «Методика преподавания психологии» и т. д. В 2005 г. вышла в свет монография А. Н. Краснова «Психолого-педагогические основы технологии открытого тестирования», в 2006 г. — «Профессиональное сознание врача: основы квалиметрии профессиональных знаний», в 2011 г. монография А. Н. Краснова, Е. А. Слоевой «Языковая репрезентация концептуальной модели анатомического объекта. Когнитивно-коммуникативный анализ», в 2012 г. — монография Н. Ю. Кувшиновой «Качество жизни больных ИБС: психологический аспект», монография Е. В. Мензул, Н. М. Рязанцевой «Психические состояния школьников».

Научная работа кафедры также активно продвигается. На базе экспертной системы «Галатея» были защищены 2 кандидатские диссертации: в 2005 г. — С. А. Никаевым — по специальности 05.3.01 «Системный анализ, обработка информации и принятие решений»; в 2007 г. Е. А. Слоевой — по специальности 10.02.19 — «Теория языка», подготовленная в сотрудничестве с Московской стоматологической академией под руководством профессора В. Ф. Новодрановой. Данная работа была поддержана грантом РГНФ.

В 2008 г. Е. В. Мензул защитила кандидатскую диссертацию по специальности 19.00.07 — «Педагогическая психология»; в 2011 г. — Н. Ю. Кувшинова — по специальности 19.00.04 — «Медицинская психология»; в 2011/12 учебном году сотрудники лаборатории электронных учебных пособий В. В. Жиров и И. С. Мошков защитили кандидатские диссертации по специальности 05.13.01 — «Системный анализ и принятие решений»; в 2012 г. доцент кафедры О. В. Осетрова защитила докторскую диссертацию по специальности 13.00.08 — «Педагогика профессионального образования».

Внезапный уход из жизни Александра Никодимовича в марте 2014 г. стал тяжелым ударом для всех сотрудников кафедры. Светлая память о нем — как об учителе, наставнике, старшем товарище, интересном многогранном человеке — навсегда останется в наших сердцах.

В апреле 2014 г. кафедру педагогики, психологии и психолингвистики возглавила кандидат психологических наук доцент Елена Владимировна Мензул, деканом ФПКП стала доктор медицинских наук. Ю. В. Мякишева. На кафедру пришел работать доктор педагогических наук профессор В. М. Минияров.

Большинство сотрудников кафедры совмещают кафедральную работу с работой в отделе управления контроля качества СамГМУ. Так, Е. В. Мензул является начальником отдела мониторинга процессов и работы с потребителем управления контроля качества СамГМУ. Старший преподаватель О. Н. Моисеева до сентября 2014 г. возглавляла отдел внутренних аудитов УКК, а сентября 2014 г. приступила к работе в управлении учебно-методического и информационного обеспечения в должности заведующей учебно-методическим отделом. Отдел внутренних аудитов УКК в настоящее время возглавляет доцент Е. А. Слоева. Старший преподаватель Н. М. Рязанцева является начальником отдела документации системы менеджмента качества УКК, Т. А. Педченко — ведущий специалист отдела мониторинга УКК.

Круг научных интересов сотрудников кафедры на настоящем этапе весьма разнообразен — это организационно-дидактическая система реализации компетентностного подхода в медицинском вузе (Е. В. Мензул); проблемы речевого поведения пациентов с психиатрическими заболеваниями (Е. А. Слоева); формирование профессионального мышления врача и проблемы организации учебного процесса в высших и средних учебных медицинских заведениях (О. Н. Моисеева); факторы, способствующие развитию учебной мотивации и повышению обучаемости студентов (Н. М. Рязанцева), психокоррекция и психотерапия детей с расстройствами аутистического спектра (Педченко Т. А.), актуальные проблемы психосоматики, качество жизни в медицине, обучение больных с хроническими заболеваниями, психотерапия пограничных психических расстройств, психологические вопросы трансплантологии (Н. Ю. Кувшинова).

В настоящее время сотрудники кафедры регулярно принимают участие в работе местных, Всероссийских и международных конференций по проблемам педагогики, педагогической и медицинской психологии, языкознания, являются членами профессиональных сообществ (Российское психологическое общество, общество когнитивных лингвистов), регулярно проходят повышение квалификации.

При кафедре функционирует студенческий научный кружок (куратор — доцент Н. Ю. Кувшинова, староста СНК — А. А. Жиртуев). Основная тематика научных исследований СНК — психолого-педагогическое обеспечение учебной деятельности и лечебного процесса, современные информационные технологии в медицинском образовании, адаптация студентов к учебной нагрузке, проблемы формирования коммуникативной компетентности у студентов медицинского вуза, профилактика эмоционального выгорания у медработников работников сферы образования, психологические особенности больных с хроническими соматическими заболеваниями и т. д. Студенты СНК принимают участие не только в местных, но и во Всероссийских конференциях, где занимают призовые места. В прошлом учебном году участниками СНК были сделаны доклады на Всероссийских конференциях в г. Уфе и г. Ярославле, где они заняли призовые места.

В рамках работы СНО на базе кафедры педагогики, психологии и психолингвистики в 2013 году по инициативе А. Н. Краснова впервые была сформирована межвузовская секция «IT-технологии в медицине», на которой выступили учащиеся СамГМУ и СамГУ с докладами.

Внешнее сотрудничество кафедры в настоящее время осуществляется с Поволжской государственной социально-гуманитарной академией, с Самарским государственным университетом, Башкирским государственным педагогическим университетом, Башкирским государственным медицинским университетом, Ташкентской медицинской академией, отделом клинической психологи НЦПЗ РАН, Московской стоматологической академией, некоторыми психологическими кафедрам МГУ, Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена.

Сотрудничество ведется и со средними образовательными заведениями, и с лечебными учреждениями: это консультативная, диагностическая, просветительская, психокоррекционная работа. Имеется множество проектов совместной работы с ведущими медицинскими образовательными учреждениями страны.

Принимая во внимание весь позитивный опыт предыдущих лет и учитывая все сложности, сотрудники кафедры готовы осваивать новые маршруты и ставить перед собой новые задачи — на пути к новым целям!

Учебно-воспитательная деятельность

Преподаваемые дисциплины и элективные курсы(PDF, 153 КБ)  

Концепция воспитательной работы на кафедре(PDF, 148 КБ)  

Фотоальбом воспитательной работы(ZIP, 13 МБ)  

Учебно-методическая деятельность

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы(PDF, 1 МБ)  

Научная деятельность

Научная деятельность кафедры(PDF, 189 КБ)  

План работы студенческого научного кружка(PDF, 68 КБ)  

Научные публикации студенческого научного кружка(PDF, 11 МБ)  

Фотоальбом(ZIP, 13 МБ)  

Документы

Положение о кафедре(PDF, 597 КБ)  

Сотрудники кафедры(PDF, 18 МБ)  

Лаборатория электронных учебных пособий

Положение о лаборатории электронных учебных пособий(PDF, 344 КБ)  

План работы лаборатории электронных учебных пособий(PDF, 192 КБ)  

Лаборатория социально-психологических исследований

Положение о лаборатории социально-психологических исследований(PDF, 603 КБ)  

План работы лаборатории социально-психологических исследований(PDF, 265 КБ)  

Связь с органами образования

Договор о сотрудничестве с МБОУ СО школы № 37 г.о. Самара(PDF, 234 КБ)  

Договор с ГБОУ ВПО СамГУ(PDF, 559 КБ)  

Фотоальбом(ZIP, 18 МБ)  

Заведующая кафедрой
Кандидат психологических наук, доцент Е. В. Мензул
Декан ФПКП и ПК
Доктор медицинских наук, доцент Ю. В. Мякишева
Адрес    
443079, г. Самара, ул. Тухачевского, 226   (846) 265-18-95
kafpedagogika@mail.ru