Лицам с инвалидностью Слабовидящим

Кафедра педагогики, психологии и психолингвистики

В 1975 году при Куйбышевском медицинском институте в соответствии с приказом Минздрава РСФСР № 310 от 02.06.1975 г. Открылся факультет повышения квалификации преподавателей медицинских вузов, на базе которого читался доцентский курс педагогики высшей медицинской школы. Спустя шесть лет при ФПК начала работать кафедра педагогики высшей школы. Ее заведующим стал кандидат философских наук, доцент Юрий Иванович Кожевников, возглавлявший кафедру в течение 14 лет.

Мензул Елена Владимировна
Заведующая кафедрой, кандидат психологических наук, доцент
Режим работы

Пн-пт — с 8:00 до 18:00Сб-вс — с 9:00 до 15:00

Контакты

443013, г. Самара, ул. Тухачевского, 226, 1 этаж +7 (846) 265-18-95

Положение о кафедре 750 КБ

Сотрудники кафедры 168 КБ

История кафедры

За тот период, когда кафедру возглавлял Юрий Кожевников, она прошла свое активное становление — появился свой преподавательский состав. На обучение приезжали преподаватели медицинских вузов практически со всего Советского Союза.

В январе 1996 года кафедру возглавил к. м. н., доцент Александр Никодимович Краснов. С приходом А. Н. Краснова началась полная реорганизация работы кафедры. Впервые на кафедру пришли студенты разных факультетов, появился большой блок психолого-педагогических дисциплин. В 1999 г. поменялось название подразделения — по сей день это кафедра педагогики, психологии и психолингвистики.

С именем Александра Никодимовича Краснова связан весь сложный путь формирования и развития новой кафедры, организация учебной, методической, воспитательной и научной работы, реорганизация циклов ФПКП. По инициативе А. Н. Краснова в 2004 году при кафедре была открыта лаборатория электронных учебных пособий, а в 2006 году — лаборатория социально-психологических исследований (ЛСПИ).

Под руководством А. Н. Краснова была разработана и официально зарегистрирована экспертная система «Галатея», позволяющая проводить компьютерный анализ и оценку свободных ответов обучаемых, разработаны и официально зарегистрированы учебные оболочки «Ментор-1», «Квестор» и «Виртуальный хирург». К середине 2013 года подготовлено полтора десятка интерактивных симуляторов хирургических операций, вышли в свет и полностью подготовлены к изданию 15 электронных и мультимедийных учебников для студентов различных факультетов.

Сотрудники кафедры подготовили и выпустили более десяти учебно-методических пособий. Изданы монографии «Психолого-педагогические основы технологии открытого тестирования», «Профессиональное сознание врача: основы квалиметрии профессиональных знаний» (А. Н. Краснов), «Языковая репрезентация концептуальной модели анатомического объекта. Когнитивно-коммуникативный анализ» (А. Н. Краснов, Е. А. Слоева), «Качество жизни больных ИБС: психологический аспект» (Н. Ю. Кувшинова), «Психические состояния школьников» (Е. В. Мензул, Н. М. Рязанцева). Защищены шесть диссертаций (пять кандидатских и одна докторская).

Внезапный уход из жизни Александра Никодимовича в марте 2014 года стал тяжелым ударом для всех сотрудников кафедры. Светлая память о нем — как об учителе, наставнике, старшем товарище, интересном многогранном человеке — навсегда останется в наших сердцах.

В апреле 2014 году кафедру педагогики, психологии и психолингвистики возглавила кандидат психологических наук, доцент Елена Владимировна Мензул. В настоящее время на кафедре работают профессор, четыре доцента, старший преподаватель и два ассистента.


Коллектив кафедры педагогики, психологии и психолингвистики

Заведующий кафедрой

Елена Владимировна Мензул в 1993 году окончила филологический факультет Самарского государственного университета по специальности «Литературоведение». В 1998 году получила второе высшее образование по специальности «Психология» (специализация: возрастная и педагогическая психология).

Автор более 100 научных статей, трех монографий, 26 учебных пособий.

Имеет награды: Почетная грамота Министерства здравоохранения Российской Федерации (2016), Почетная грамота Министерства здравоохранения Самарской области (2016, 2017), Благодарность губернатора Самарской области (2018), Благодарственное письмо Министерства образования и науки Самарской области (2015), Почетные грамоты ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России.

Учебная работа

На кафедре педагогики, психологии и психолингвистики проходят обучение студенты лечебного, педиатрического, медико-профилактического факультета и факультета медицинской психологии (направления подготовки: клиническая психология-37.05.01., социальная работа — 39.03.02.), ординаторы, аспиранты, слушатели факультета повышения квалификации и переподготовки кадров, Института сестринского образования (ДПО).


Доцент Н. Ю. Кувшинова проводит занятия со студентами

Методическая работа

Преподаватели кафедры постоянно совершенствуют организацию учебного процесса, внедряют новые методы и формы обучения.

За последние пять лет сотрудники кафедры подготовили и выпустили более десяти учебно-методических пособий. Ведущие из них: «Педагогика: конспект лекций», «Педагогика: рекомендации для самостоятельной работы студентов», «Современные образовательные технологии» для слушателей ФПКП, «Психолингвистика», «Языковая грамотность и культура речи в профессиональной деятельности», «Методика преподавания психологии» и др.

Рабочие программы по всем преподаваемым на кафедре дисциплинам своевременно обновляются согласно новым образовательным стандартам и утверждаются на ЦКМС.

Преподаватели кафедры регулярно проходят повышение квалификации в учебных центрах Москвы, Санкт-Петербурга, Казани.

Кафедра является базовой для факультета повышения квалификации и переподготовки кадров СамГМУ. Преподаватели ведут активную консультативную деятельность со слушателями курсов, оказывают методическую помощь в подготовке УМКД дисциплин.

При кафедре работает лаборатория мониторинга образовательной среды. В ее задачи входит мониторирование системы условий, обеспечивающих оптимальные параметры образовательной деятельности по разделам: безопасность среды, учебный процесс, психологический климат, научная, профессиональная, социокультурная среда и др. Сотрудники лаборатории являются администраторами автоматизированной рейтинговой системы оценки деятельности преподавателей (АРСОД).

Научная работа

Круг научных интересов сотрудников кафедры разнообразен — это формирование педагогического мышления у врача-преподавателя (Е. В. Мензул); психология характера (В. М. Минияров); проблемы речевого поведения пациентов с психиатрическими заболеваниями (Е. А. Слоева); факторы, способствующие развитию учебной мотивации и повышению обучаемости студентов (Н. М. Рязанцева), актуальные проблемы психосоматики, качество жизни в медицине, обучение больных с хроническими заболеваниями, психотерапия пограничных психических расстройств, психологические вопросы трансплантологии (Н. Ю. Кувшинова), формирование профессионального имиджа медицинского работника (Н. В. Техтелева).

Ежегодно сотрудники кафедры публикуют статьи в ведущих российских и зарубежных журналах. Издано шесть монографий: «Психолого-педагогические основы технологии открытого тестирования», «Профессиональное сознание врача: основы квалиметрии профессиональных знаний» (А. Н. Краснов, 2005, 2011), «Языковая репрезентация концептуальной модели анатомического объекта. Когнитивно-коммуникативный анализ» (А. Н. Краснов, Е. А. Слоева, 2012); «Качество жизни больных ИБС: психологический аспект» (Н. Ю. Кувшинова, 2012); «Оценка психических состояний школьников в учебной деятельности», «Инновации в образовании» (Е. В. Мензул, Н. М. Рязанцева, 2012, 2014).

Сотрудники кафедры регулярно принимают участие в работе всероссийских, международных и зарубежных конференций по проблемам педагогики, педагогической и медицинской психологии, языкознания; являются членами профессиональных сообществ (Российское психологическое общество, ассоциация когнитивных лингвистов).


Обсуждение научной работы

Воспитательная работа

На базе кафедры ежегодно проходят конкурсы со студентами факультета медицинской психологии (клиническая психология) на лучшую студенческую методическую разработку учебного занятия со школьниками, лучший урок психологии. Студенты лечебного факультета принимают участие в конкурсе на лучший реферат и реферативную статью.

Сотрудники кафедры являются членами оргкомитета по проведению международной акции «Тотальный диктант». Для студентов в преддверие диктанта организуют подготовительные курсы. Результатом работы можно считать высокие показатели в общем рейтинге площадок Тотального диктанта.

Сотрудников Лаборатории мониторинга образовательной среды проводят психологические консультации для студентов вуза по проблемам взаимодействия в общении, личностного роста, повышению интеллектуального потенциала и т.д.

Воспитательная работа ведётся не только со студентами вуза, но и с молодыми преподавателями. Ежегодно на базе кафедры проводится конкурс «Лучший молодой преподаватель СамГМУ». С 2018 года проводится конкурс «Лучшие инновационные педагогические практики в медицинском образовании». В конкурсе участвуют преподаватели и коллективы кафедр. Лучшие методики и технологии широко внедряются в образовательный процесс.


На Конкурсе «Лучший молодой преподаватель СамГМУ» 2018 г.

Материально-техническая база

Кафедра имеет четыре учебных комнаты, в том числе для самостоятельной работы студентов с выходом в Интернет. Кроме учебных кабинетов кафедра располагает дополнительными помещениями: преподавательской, кабинетом заведующего кафедрой, кабинетом заведующего учебной частью и методиста. Рабочие места оснащены персональными компьютерами, множительной и презентационной техникой. Аудитории оснащены телевизорами, мультимедийной и учебными досками.

Студенческий научный кружок

При кафедре работает студенческий научный кружок (куратор — доцент Н. Ю. Кувшинова). Основная тематика научных исследований СНК — психолого-педагогическое обеспечение учебной деятельности и лечебного процесса, современные информационные технологии в медицинском образовании, адаптация студентов к учебной нагрузке, проблемы формирования коммуникативной компетентности у студентов медицинского вуза, профилактика эмоционального выгорания у медработников сферы образования, психологические особенности больных с хроническими соматическими заболеваниями и т.д. Организован и действует литературный кружок (куратор — доцент Е. А. Слоева).

Студенты СНК кафедры принимают участие во внутривузовских и всероссийских конференциях.

Сотрудничество

Кафедра сотрудничает с Поволжской государственной социально-гуманитарной академией, Самарским национальным исследовательским университетом им. академика Королева, Башкирским государственным педагогическим университетом имени М. Акмуллы, Башкирским государственным медицинским университетом, Саратовским государственным медицинским университетом имени В. И. Разумовского.

Сотрудничество ведется и со средними образовательными заведениями Самары: это консультативная, диагностическая, просветительская, психокоррекционная работа. Имеется множество проектов совместной работы с МБОУ СШ № 37 г.о. Самара.

Достижения

Кафедра педагогики, психологии и психолингвистики на протяжении последних пяти лет входит в пятерку лучших теоретических кафедр вуза по результатам АРСОД. В 2014 году кафедра заняла почетное третье место. Сотрудники кафедры активно участвуют в региональных, всероссийских и международных конкурсах профессионального мастерства среди преподавателей вузов.

В 2017 году кафедра завоевала третье место на III международном профессиональном конкурсе преподавателей вузов «University teacher» в номинации «Проектно-методические компетенции (учебно-методическое пособие) и второе место в III международном интеллектуальном конкурсе студентов, магистрантов, аспирантов, докторантов «University Stars» в номинации «Исследовательский проект» (отчет по результатам исследований).

В 2018 году сотрудники кафедры заняли первое место в номинации «Моя педагогическая инициатива VII Регионального этапа Всероссийского конкурса социально значимых проектов «Моя страна — моя Россия».

Взгляд в будущее

Принимая во внимание весь позитивный опыт предыдущих лет и учитывая все сложности, сотрудники кафедры готовы осваивать новые маршруты и ставить перед собой новые задачи.

Планы развития кафедры — в научно-исследовательском, образовательном и других аспектах.

Перечень преподаваемых дисциплин (элективов, факультативов) и курсов(PDF, 162 КБ)