Лицам с инвалидностью Слабовидящим

Информация для аспирантов

Аспирантура — одна из форм подготовки кадров высшей квалификации. Аспирантура была организована в СССР в 1925 году. До 1 сентября 2013 г. аспирантура являлась одной из основных форм подготовки научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования. С 1 сентября 2013 г. (со дня вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») аспирантура отнесена к третьему уровню высшего образования — подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).

В настоящее время одной из главных задач развития образования является совершенствование государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров с целью повышения качества и результативности системы подготовки кадров высшей квалификации и обеспечения воспроизводства и развития кадрового потенциала образования и науки, а также приведения отечественных процедур аттестации научных и научно-педагогических кадров в соответствие с международной практикой.

Зачем идти в науку? Если, будучи студентом, обучающийся серьезно заинтересовался какой-то областью научных знаний, принимал активное участие в работе студенческого научного общества, его привлекает педагогическая работа со студентами, то аспирантура — это верный путь обретения педагогических знаний и умений, а также реализации своих научных замыслов.

Подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре в СамГМУ осуществляется по следующим направлениям подготовки:

  • 06.06.00 — Биологические науки;
  • 30.06.00 — Фундаментальная медицина;
  • 31.06.00 — Клиническая медицина;
  • 32.06.00 — Науки о здоровье и медико-профилактическое дело;
  • 33.06.00 — Фармация;
  • 37.06.01 — Психологические науки.

Перечисленные направления включают 42 научных специальности.

К освоению программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего (специалитет или магистратура). В соответствии с Правила приема в аспирантуру СамГМУ, для поступающих на обучение по направлению подготовки «Клиническая медицина» у обучающихся должен быть сертификат врача-специалиста.

Прием на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих и осуществляется на конкурсной основе.

В связи с вступлением в силу с сентября 2014 г. новых ФГОС ВО, изменились требования к уровню подготовки аспирантов.

Цель обучения в аспирантуре — подготовка высококвалифицированного специалиста, обладающего системой общекультурных и профессиональных компетенций, способного и готового к выполнению самостоятельной профессиональной деятельности, и, что касается системы здравоохранения — в условиях специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.

В рамках достижения данной цели предполагается формирование у аспирантов способности и готовности:

  • к критическому анализу и оценке современных научных достижений;
  • к проектированию и осуществлению комплексных научных исследований на основе научного мировоззрения;
  • к организации и проведению научных исследований на высоком научно-методологическом уровне;
  • к анализу, обобщению и публичному представлению результатов своих научных исследований;
  • к внедрению результатов НИР в практическое здравоохранение;
  • к участию в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач;
  • к использованию современных методов научной коммуникации на русском и иностранных языках.
  • к осуществлению лечебно-диагностической и профилактической работы в установленных пределах.

Необходимой составляющей подготовки аспирантов является также формирование умений на высоком уровне вести педагогическую работу!

Основными видами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программы аспирантуры по биологическим, медицинским наукам, являются:

  • научно-исследовательская деятельность, направленная на сохранение здоровья, улучшение качества и продолжительности жизни человека путем проведения прикладных исследований в биологии и медицине;
  • научно-исследовательская деятельность в области охраны здоровья граждан, направленная на обеспечение санитарно-эпидемиологического состояния здоровья населения, сохранение и улучшение здоровья, в том числе осуществление надзора в сфере защиты прав потребителей;
  • научно-исследовательская деятельность в области обращения лекарственных средств, направленная на рациональное, эффективное и безопасное их использование;
  • педагогическая деятельность по основным профессиональным образовательным программам.

В соответствии с приказом Минобрнауки от 19.11.2013 № 1259 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)», не позднее 3 месяцев после зачисления на обучение по программе аспирантуры (адъюнктуры) обучающемуся назначается научный руководитель, а также должна быть утверждена тема научно-исследовательской работы.

Объем программы аспирантуры составляет 180 зачетных единиц, или 6480 академических часов (240 з. е. — по биологическим наукам, соответственно 8640 часов). Срок освоения программы аспирантуры по очной форме обучения составляет 3 года (по биологическим наукам — 4 года); по заочной — 4 и 5 соответственно.

Контроль за выполнением обучающимся индивидуального учебного плана осуществляет научный руководитель.

Объем программы аспирантуры, реализуемый за 1 год по очной форме обучения, составляет 60 з. е. При реализации по индивидуальному плану объем освоения программы аспирантуры должен составлять не более 75 з. е. в год.

По окончании освоения программы аспирантуры после успешного прохождения аспирантом государственной итоговой аттестации, выпускникам присваивается квалификация «Исследователь. Преподаватель-исследователь» и выдается диплом государственного образца.

При реализации программы аспирантуры организация осуществляет:

1. Проведение учебных занятий (лекции, практика, семинары);

2. Проведение практик (педагогическая, практика по спецдисциплине);

3. Проведение НИР, в рамках которой учащиеся самостоятельно проводят научные исследования в соответствии со специальностью, по которой они обучаются;

4. Проведение контроля качества освоения программы аспирантуры (адъюнктуры) посредством текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся и итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся.

Обязательным является осуществление текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся (проводится по итогам каждого семестра обучения).

Текущий контроль проводится в течение семестра по дисциплинам согласно учебному по каждой преподаваемой дисциплине, практике, а также по результатам выполнения научных исследований. Результаты научно-исследовательской работы оцениваются научным руководителем в форме «зачтено»/ «не зачтено» по итогам семестра в соответствии с индивидуальным планом работы.

Целью промежуточной аттестации является контроль и оценка: промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплинам (модулям); прохождения практик; выполнения индивидуального плана работы; подготовки выпускной квалификационной работы (диссертации) в сроки, соответствующие периоду обучения в аспирантуре; соответствие диссертации требованиям, установленным Положением о присуждении ученых степеней, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.09.2013 г. № 842.

При успешно пройденной аттестации обучающийся переходит на следующий год обучения.

Кроме того, что аспирант дважды в год аттестуется на ведущей кафедре, он также проходит аттестацию на методическом совете по аспирантуре. Критерии аттестации аспирантов по годам обучения приведены в «Положении о проведении текущего контроля и промежуточной аттестации аспирантов ГБОУ ВПО СамГМУ Минздрава России».

Кандидатские экзамены по истории и философии науки, иностранному языку, специальности в настоящее время в соответствии с Приказом Минобрнауки от 28.03.2014 г. № 247 относятся к форме промежуточной аттестации при освоении программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.

Положительные результаты промежуточной аттестации являются основанием для назначения обучающимся по очной бюджетной форме обучения выплаты академической стипендии.

Обучение в аспирантуре завершает государственная итоговая аттестация (ГИА). К государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся, в полном объеме выполнившие учебный план.

Основная задача ГИА — определить соответствие результатов освоения аспирантами программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре требованиям ФГОС ВО, принятие решения о выдаче аспиранту диплома об окончании аспирантуры.

Для проведения государственной итоговой аттестации формируется Государственная комиссия по каждой основной образовательной программе.

Государственная итоговая аттестация проходит в два этапа.

Первый этап включает подготовку к сдаче и сдачу государственного экзамена. Госэкзамен включает проверку знаний аспирантов не только по спецдисциплине, но и педагогических знаний и умений.

Аспиранты, не сдавшие госэкзамен, к защите выпускной квалификационной работы не допускаются!

Второй этап — представление и защита научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации), подготовленной в соответствии с требованиями, установленными Минобрнауки РФ к кандидатским диссертациям.

В случае успешного прохождения второго этапа комиссия принимает решение о выдаче диплома государственного образца. Организация по научно-квалификационной работе дает заключение, в котором отражаются личное участие аспиранта в получении результатов, изложенных в научно-квалификационной работе, степень достоверности результатов проведенных исследований, их новизна и практическая значимость, ценность научной работы аспиранта, научная специальность, которой соответствует диссертация, полнота изложения материалов в работах, опубликованных соискателем.

Для научной экспертизы и проведения защит диссертационных работ аспирантов при СамГМУ действуют 6 диссертационных советов, принимающих к рассмотрению кандидатские и докторские диссертации.

Перечень изданий ВАК